Способы организации коллективной деятельности на занятиях. Консультация для родителей "коллективная работа в детском саду" Описание коллективной творческой работы в доу

Очень простая коллективная работа для детей из бумаги. Увидели ее на лисьем фестивале в культурном центре «Москворечье». Работа понравилась своей простотой и минимально необходимым оборудованием. Последнее время часто ездим по различным фестивалям и наблюдаем различные мастер-классы. Детям, да и взрослым очень нравится рисовать: можно на пряниках, на различных объемных фигурках, на бумаге. Нам кажется, что такая коллективная работа понравится и детям в детском саду.

Материалы и оборудование для коллективной работы в детском саду из бумаги.

  1. Белая бумага с напечатанными контурами птиц
  2. Цветные карандаши, фломастеры (можно краски)
  3. Ножницы
  4. Ткань или бумага для развешивания фигурок
  5. Булавки или клей-карандаш для прикрепления работ.

Этапы коллективной работы в детском саду из бумаги «Птицы»

Каждому ребенку выдаем бумагу с напечатанным контуром птицы.

Варианты рисунков для коллективной работы в детском саду «Птицы».

Дети раскрашивают рисунок.

Вырезаем получившуюся птицу по контуру.

Прикрепляем готовую работу на общий фон. Фоном может служить ткань или бумага.

По тому же принципу можно сделать и другие коллективные работы.

Варианты рисунков для коллективной работы в детском саду из бумаги «Бабочки»

Ерохова Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Огонек"
Населённый пункт: Новосибирская область р.п. Линево
Наименование материала: статья
Тема: "Коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство развития коммуникации у дошкольников"
Дата публикации: 30.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Коллективная изобразительная деятельность

- эффективное средство развития коммуникации

у дошкольников»

Актуальность темы несомненна, так как все мы знаем, что именно дошкольный возраст

чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными качествами. От того, как сложатся

отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит

последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В условиях современной жизни, где дети нередко предоставлены сами себе и «воспитываются»

компьютером и телевизором коммуникативные навыки детей дошкольного возраста находятся на

низком уровне развития. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разные

изобразительной

деятельности.

организации

деятельности

коллективная творческая деятельность. Объединение детей для совместного выполнения заданий

позволяет развить у них прочные способы сотрудничества, представления об особенностях работы в

коллективе. Такие занятия создают условия для коммуникативного развития детей в этот ключевой

для формирования личности период.

Коллективная

изобразительная

деятельность

эффективное

средство

воспитательных

дидактических

Коллективная

организации

возможность

формировать

работать

развивает

привычку

к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще

всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но

особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются

изображения

называются

коллективными

работами.

значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.

Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного

творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких

з а н я т и я х

п о в ы ш а е т

э ф ф е к т и в н о с т ь

х у д о ж е с т в е н н о й

д е я т е л ь н о с т и.

показывает

конкретных

соединения

коллективных

индивидуальных

работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности

может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В

коллективной

изобразительной

деятельности

самостоятельно

распределяют

обязанности,

осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них

появляется

дополнительная

преодолевают

трудности

творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их

применении

необходимо

соблюдение

педагогической

коллективное

рисование

организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же

затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

При характеристике коллективной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее

воспитательную

ценность:

выполненные

коллективно,

использованы

оформления группы, применены в качестве декорации для игр-драматизаций по художественным

произведениям, послужить украшением зала к праздникам, досугам или развлечениям. В этом случае

художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает

положительное

нравственный

Различные

возможных

объединений детей в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной

работой воспитателя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.

Коллективная

является

своеобразным

обучения

определенным изобразительным навыкам. В процессе проведения коллективной работы педагог

решает большое количество задач нравственного воспитания.

Создание

коллективных

изображений

организовывать

возрастных

группах. Можно выделить несколько форм таких занятий. Первый – наиболее простой, когда ребенок

выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию.

Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется

картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т. д. Или каждый ребёнок

рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний

лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают

детей, вызывают желание заниматься.

Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп,

каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет

узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для

каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и

каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Воспитателю необходимо

уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было

интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог

проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.

Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. А. И.Савенков,

проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию,

позволяет

систематизировать

постоянно

усложнять

совместной

деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и,

наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в

небольшой

(3-5человек)

фактически

включающей

Воспитанники

создавать

изображения

одновременно

изображением

принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного

возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам,

которые можно определить по тематическому критерию:

Изготовление художественных панно и макетов;

Выполнение подарочных плакатов;

Изготовление атрибутов к совместным играм;

Иллюстрирование сказок и рассказов;

Художественное оформление выставок;

Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует

подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от

возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание

изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в

процессе

самостоятельной

художественной

деятельности.

Сложность

отдельных

изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в

непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и

вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких

художественных образов.

Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции

образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу

увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный

красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся

договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело,

уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому,

чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время

выполнения

коллективных

общаться

взрослым

начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже

начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют,

договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как

договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по

изобразительной

деятельности.

организовать

коллективную

аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных

навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы

объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них

получиться общая композиция.

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на

которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу

выполняют

одинаковое

дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет

изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания,

маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант

может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после

выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по

выполнять

коллективные

аппликации.

вырезает

склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы

по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например,

каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все

рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе

бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием.

Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства:

городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить

выполнить

жостовских

подносов,

росписей.

использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над

декоративной

композицией

организовать

по-другому.

воспитатель

большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо

активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать,

где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе

советуются,

рисовать

Композиция

создается

последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме.

Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому

можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей

композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение

детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить

детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы

они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы

идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет

узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог

должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто

кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают

композицию общей.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом

важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Многие коллективные

картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на

свободное

композиция

обогащаться,

расширяться,

дополняться.

Постепенно

становится

интересной,

выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те

которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно

со всеми.

Интересными для воспитанников являются и такие формы создания коллективных композиций, в

которых вместе с детьми работают и воспитатели, последние выполняют ту часть работы, которая не

по силам детям. Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на ветке»,

заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предлагается

вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в

подготовке такого изображения.

Вместе с тем, в таком виде работы и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы в

общем результате, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, её хода, все вместе

советуются,

примеряют,

получится.

Взаимодействие

педагога

осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует

воспитатель, обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их

самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации,

атрибуты для игр-драматизаций по литературным произведениям. Коллективная изобразительная

деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с

художественно-творческими

деятельностями

музыкальной,

художественной, коммуникативной).

Литература:

Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005.

Из опыта работы воспитателя детского сада

Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов, родителей.
Участники: дети дошкольного возраста.

Цель:
предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать условия для творческого взаимодействия.

Задачи:
Обучающие:
учить создавать коллективные работы, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности;

Развивающие:
развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Воспитательные:
воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.

Одной из форм проведения НОД в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.

Коллективные работы с детьми создаются начиная с младшего дошкольного возраста по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом развиваются коммуникативные способностей детей;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в коллективе.

Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».

Выполняя коллективные работы, мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д.

Темы коллективных работ я выбираю разнообразные, но особенно меня привлекает создание композиций о природе. Это зелёные поля, сосновые и смешанные леса, реки и озёра, животные, насекомые и птицы. Я учу детей восхищаться красотой природы родного края.

А как стараются дети при изготовлении коллективных работ к праздникам и радуют родителей результатами своего труда! Они посвящают их самым добрым, самым чутким, самым нежным и заботливым мамам и папам.

Дети вкладывают в свои работы столько тепла и доброты, что хочется смотреть на них бесконечно.

На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности.

Дети младшей группы создают каждый отдельное изображение, а в конце у них получается общая картина.

А старшие дети выполняют более сложные и разнообразные задания («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет создавать.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в группе создаётся перспективный план, подбираются темы, материалы, продумываются формы организации.

Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.

А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции.




Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.

Я не хочу видеть детей эгоистами!

Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.

Цели коллективных занятий:

Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;

Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Учить создавать коллективные работы.

Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Подводя итог, выполненной работе, мы проводим обсуждение творческой работы с детьми. Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы, которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества, ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему.

Аннотация

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми – в первую очередь с родителями. Совместная деятельность педагога, родителей и детей не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников, возникает потребность объединения людей для достижения общей цели. Устанавливается эмоциональный контакт между всеми участниками, закрепляются положительные эмоции совместной работы. Развиваются отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в процессе творческого взаимодействия, которое отражается в рисунках, поделках, рассказах, книгах собственного сочинения, проектах.

«Дети должны стать людьми с ясным разумом,
благородным сердцем, золотыми руками и
возвышенными чувствами. Ребенок – зеркало
семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца…»

(В.А. Сухомлинский).

Дошкольное детство – важнейший этап в развитии человека, сензитивный период становления базиса личности культуры, творческой самореализации и формирования адекватной самооценки. В связи с этим особое внимание необходимо обратить на условия жизни ребенка, создать такую воспитательную среду, которая даст возможность реализовать задачи его приобщения к окружающему миру и начальной социализации. Особое место в системе «взрослый-ребенок» принадлежит семье. В законе РФ «Об образовании» (cт. 44) говорится о том, что родители являются первыми педагогами и поэтому обязаны заложить основу физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка уже в раннем возрасте. В семейном кодексе РФ (ст.63) определяются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, отмечается, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и имеют преимущественное право на их воспитание. Однако в этом же документе (ст.67) закрепляется право других родственников, а именно дедушки, бабушки, братьев, сестер и др., на общение с ребенком.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, о здоровом образе жизни. Многие исследователи считают: семья, в которой есть представители трех поколений, является наилучшей и наиболее ценной воспитательной средой.

Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства — период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным является, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в детском саду работы зависит от отношения к ней в семье ребенка. Умение наладить тесный контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной организации воспитания детей все это должен уметь делать педагог. «… Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком…» (К.Д. Ушинский)

В настоящее время в результате экономических и социальных перемен в обществе появилась тенденция увеличения числа нуклеарных семей, возникающих из-за разделения многопоколенной семьи на молодую семью (родители с ребенком или детьми) и семью прародителей (бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки). Молодое поколение стремится к автономности и независимости, что приводит к «территориальному» расслоению поколений и вытеснению старших из воспитательного процесса. Это снижает воспитательные возможности семьи.

Как наладить духовное общение детей не только с родителями, но и с бабушками и дедушками?

Педагогический коллектив МКДОУ детский сад №1 «Сказка» уже давно ведет работу, направленную на вовлечение мам, пап, бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду; стараются воспитать у детей уважительное отношение к старшему поколению, пробуждают интерес к их знаниям и жизненному опыту. В ДОУ накоплен богатый опыт планирования и проведения мероприятий, адресованных воспитанникам ДОУ, семье (родителям, дедушкам и бабушкам воспитанников).

Для родителей, детей, дедушек и бабушек проводятся различные мероприятия: совместные праздники «День пожилых людей», «День матери», открытое занятия с участием родителей «Витаминный калейдоскоп» (для старших групп), совместные физкультурно-речевые занятия из цикла «Вместе весело шагать», смотры-конкурсы: «Давайте познакомимся», «Новогоднее окно», «Веселая ярмарка», досуги: «А ну-ка мамы», «Папа, мама, я — дружная семья», «Мы с моею бабушкой лучшие друзья», выставки: «Руками моей семьи», «Усы и царапки», «Куклы своими руками», составление генеалогического древа семьи, рассказ о своей семье «Моя родословная», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Такие мероприятия помогают установить партнерские отношения с семьей. С них начинается приобщение детей к истории семьи, истории страны. Семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки и игрушки из детства бабушек и дедушек – источник исторических знаний. Вся проводимая работа с семьями воспитанников способствует не только обогащению воспитательного потенциала семьи, но и формирует у детей представление о семье. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее думает и выглядит иначе. Приходит понимание того, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Так формируются представления о связи между поколениями.

«Семья – это когда есть взрослые и дети, когда все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге, когда все выполняют необходимые обязанности, вместе трудятся, когда все вместе отдыхают, играют, празднуют».

Так ли важно начинать разговор о семье с вопросов: Кто я? Какой я? Реализация такой направленности доступна детям старшего дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей. Ребенок старшего возраста уже имеет представление о своем физическом «Я» (Я — член семьи). Знакомить дошкольников с семьей лучше начинать уже со среднего возраста. Работа начинается со знакомства с семьями воспитанников. Заполнение анкеты родителями не дают полного представления о семье, а главное, они не доступны детям. В работе с родителями удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как «Презентация ребенка».

Презентация может быть представлена в форме:

Альбома (родители делают его дома совместно с ребенком, альбом используется как педагогами, так и детьми на занятиях). В альбом помещают фотографии ребенка, членов его семьи, любимых животных. Каждую из них необходимо подписать;
Коллажа (оформляется на листе ватмана с указанием имени ребенка). Можно рекомендовать родителям использовать разделы: моя семья (с размещением фотографий её членов); дом, в котором я живу; мой лучший друг; любимое домашнее животное; любимая игрушка; мультфильмы и сказочные герои; я люблю делать это; я люблю кушать это; мои любимые музыканты, певцы; мои первые стихи, рисунки, творческие работы и т.д. При создании коллажа лучше использовать вырезанные из журнала иллюстрации. Это облегчает работу родителям и позволяет ребенку активно участвовать в его создании;
Газеты. Она отличается от коллажа большим количеством текста и наличием рубрик: «Лето на море», «В деревне у бабушки», «Вот что я люблю делать», «Мой рассказ о себе», «Мой рассказ о семье», «Чем я занимаюсь в свободное время»;
Сочинения родителей. Оно пишется в произвольной форме и используется только при индивидуальных беседах и тренингах психолога. Также полученная информация учитывается в работе с ребенком.

Следует отметить, что презентация – прекрасная возможность познакомится не только с самим ребенком, но и с его семьёй.

Использование «Презентации ребенка» в работе с родителями связано в первую очередь с тем, что при работе над презентацией дети используют как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические. Презентация позволяет родителям активно включаться в работу группы, закрепить дома приобретенные на занятиях навыки, проявить свои творческие способности.

Созданные альбомы дети принесли в группу. Альбомы получились разные, необычные, а у детей появились первые представления о семье. Используя альбом, дети научились составлять рассказы о своей семье, используя наглядный материал альбома.

Проектная деятельность в настоящее время очень популярна в работе нашего детского сада. Ознакомление детей дошкольного возраста с семьей представляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. «Семья для ребенка — дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой» .

В МКДОУ детский сад №1 «Сказка» были реализованы проекты совместно с детьми и родителями: «Вместе весело шагать», «Имею право», «Здравствуй, родная березка!», «Давайте дружить с Пушистиком», «Наши друзья подземные жители-дождевые червяки», «Я познаю мир», «Рукотворная книга — детское словесное фантазирование» (Приложение)

Началом совместных действий, объединяющих старшее поколение, родителей и детей, было создание книги «Витаминный калейдоскоп», в которую записывали познавательную информацию по данной теме. Содержание книги пополняли педагоги и члены семей. А затем рассматривали ее с детьми, рассматривали картинки, фотографии, обсуждали смысл пословиц, поговорок, изречений, побуждали использовать их в речи. В поисках картинок, пословиц, поговорок люди старшего поколения объединились в творческую группу, что позволило вовлечь большую часть родителей в образовательный процесс по данному направлению.

Продолжая работу по ознакомлению ребенка с семьей мы создали проект «Я познаю мир». Цель этого проекта: обучение родителей и представителей старшего поколения (бабушек и дедушек) различным формам общения со своим ребенком. Исходя из вопросов, интересующих родителей, дедушек и бабушек, совместно наметили темы для обсуждения: «Делай, как я!», «Приучаем к порядку», «Трудности возраста», «Бабушка, я сам!» и др. В ходе работы родители, дедушки и бабушки получили много полезных советов: как приучать детей к дисциплине, самостоятельности, труду, как прививать любовь к чтению.

Привлекая мудрых бабушек и дедушек в помощь молодым родителям, мы видели, как крепла связь поколений в семье.

Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам являются знакомство с семейным фотоальбомом, составление родословной «Древо моей семьи» и рассказов о семье. Приведем пример одного из таких рассказов. Меня зовут Саша Грибанова. Мне 6 лет. Я вместе с мамой и папой придумала герб нашей семьи. Гербами занимается наука- геральдика. Мы создали наш семейный герб по правилам этой науки. Основой нашего герба является щит. Желтый цвет –это справедливость, синий цвет – это чистое небо, которое означает мир в нашем доме. В середине нарисованы два грибочка: большой – это родители, а маленький- это дети: я и мой брат Кирилл. Грибочки –означают нашу фамилию-Грибановы. Внизу нас связывает красная ленточка –красный цвет означает любовь в нашем доме. На ленточке девиз нашей семьи- Мы вместе, и в этом наша сила. С детьми проводились занятия и беседы, целью которых было обогащение опыта ребенка и формирование познавательного интереса к представителям старшего поколения. На занятиях («Сколько я в слове «семья»?», «На кого я похож?», «Кто я, какой я?») дошкольники знакомились с биографией близких, историей семьи, родословной. Речевые игры помогают воспитывать уважительное отношение к родителям, чувство сострадания и любви к пожилым людям, учат выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово, преодолевать ложный страх перед выражением своих эмоций (игры: «Комплименты», «Письмо бабушке», «Вот какая мама!» и др.).

В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается в нерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, независимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннее развитие личности. Семейный досуг включает в себя: чтение, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями, совместный отдых, прогулки на природу, занятия спортом и т.д. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового, полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать еще что-то, таким образом, расширяется кругозор ребенка, повышается мотивация рассказывать о своей семье, о семейных традициях.

Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов, затрагивающих тематику отношения к людям пожилого возраста, позволяют ребенку проникнуть настроением близкого человека, обогатить опыт эмпатийных переживаний.

«Уважение, почитание старших поколений — закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче тебя. В каждую минуту своего общения со старшими умей учиться у них».

Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умение поступать тактично, деликатно в проблемной ситуации по оказанию помощи бабушкам и дедушкам. Литература становится источником знаний о взаимоотношениях между людьми, о добрых и дурных поступках, о переживаниях людей, об их стремлениях. Большое значение здесь имеет эмоциональная речь воспитателя, ее чувственная окраска, затрагивающая эмоциональную сферу и активизирующая мыслительную деятельность ребенка.

Выпуск поздравительных плакатов (стенгазет), адресованных родителям и людям старшего поколения, концерт для мам, пап, бабушек и дедушек, выставка детских, рисунков «Вот какая мама!», «Бабушка глазами детей», «Папа может, папа может все что угодно!» способствовали формированию уважения к членам семьи и представителям старшего поколения.

Встречи с родителями, бабушками и дедушками, досуги, праздники стали традиционными в работе ДОУ. Их ждут представители всех поколений семьи и охотно принимают активное участие. В каждом досуге или празднике кроме выступления детей, мам и бабушек, совместных песен, танцев, игр проводятся разнообразные конкурсы. Наиболее полюбившиеся всем конкурсы из досугов «А ну-ка, мамы!», «Бабушки и внуки»: «Узнай себя» — на стене развешены портреты, нарисованные детьми, взрослые узнают себя; «Узнай внука» — бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука; «Угадай мелодию» — родители, бабушки и дедушки узнают детские музыкальные произведения; «Старая сказка на новый лад» — дети вместе с взрослыми переделывают сказку «Колобок» на новый лад.

Основное внимание детей необходимо направлять на расширение представлений о том, что такое семья, усвоению детьми родственных отношений, правилам общения и поведения с родными, дети должны знать, как зовут маму и папу по имени и отчеству, знать имя и отчество бабушки и дедушки. Эту работу мы проводим комплексно, не только игры, беседы, художественные произведения о семье, но и включение в воспитательный процесс семейной фотографии. «Язык фотографий» дает представление ребенку о семье. Стенд «Галерея почета наших семей» представлен фотографиями семей, совместными детско-родительскими рисунками, а также ответами детей на вопросы «Что такое семья?», «Кто в семье главный?», «Какая семья у тебя будет, когда ты вырастешь?»

Психологи пришли к выводу: потребность быть любимым является основной эмоциональной потребностью человека. Порой родители не догадываются, насколько это просто — проявить любовь! Не задумываются, часто ли звучат слова любви в доме, часто ли они ласково обнимают ребенка, сколько «качественного времени » ему уделяется – такого времени, когда их внимание полностью отдается ребенку, когда они что-то делают вместе.