Традиции и приметы в Васильев вечер (щедрый, богатый вечер). Щедрец — щедрый вечер Возвращение в прошлое

В Белгородской области сильны южнорусские традиции. Одной из них является встреча Старого Нового года, вечер накануне которого называют Щедрый вечер, Богатый вечер.
В старину девушки и парни, а ныне чаще детвора, ходили по дворам и пели песенки - щедровки.

Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тётка, наварила,
Что ты тётка, напекла?
Неси скорей до окна.
Не щипай, не ломай,
А по целому давай.

Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.

Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома знакомых, родственников, соседей.
Хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.
И для домашних хозяюшки подают на стол обильное угощение: холодец, пироги, мясные блюда и, обязательно, вареники. В один вареник кладут кольцо, если он достанется незамужней девушке или холостому парню, то это предвещает скорую свадьбу.
А на следующий день, на рассвете, мужчины идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех с Новым годом. Эта традиция, к сожалению, почти утрачена.

Сею, вею, посеваю,
Хозяина поздравляю.
Дай хоть рубль, хоть пятак,
Не уйду отсюда так.

Девушки в этот вечер гадают на суженого.
Всё, как в балладе Жуковского "Светлана"

За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Снежным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.


По уже установившейся традиции в ночь с 13 на 14 января отмечается Старый новый год, которому предшествует «Щедрый вечер» — народный праздник славян; вечер в канун Старого Нового года. У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название « », в центральной России и на севере – «Васильев вечер». Празднование его происходит от древнего, вероятно, дохристианского обычая. По христианскому календарю – это также день преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).

Кто-то, следуя правилам новогодней ночи, готовится к этому по полной – надевает карнавальные костюмы, накрывает праздничный стол. А кто-то не придает никакого значения. И, все же праздник есть, а, значит, мы расскажем его историю, традиции и поделимся рецептами новогоднего стола.

История праздника

издавна Новый год считался самым светлым и самым веселым праздником: во-первых, после Рождества заканчивался достаточно строгий пост, а во-вторых, в этот праздник прощались все обиды и недоразумения и начинался новый жизненный цикл.

И поскольку Новый год – веселый праздник, и мы никогда не упустим момент отпраздновать его дважды. Благодаря смене Юлианского календаря на Григорианский, с 13 на 14 января можно еще раз почувствовать магию новогодней ночи.

Праздник начали отмечать после 1918 года, когда ввели новое летосчисление, а прижился о, наверное, из-за желания продлить новогодние праздники, после того как традиционная шумиха 31 декабря — 1 января уже отгремела. Кроме того, современный Новый год приходится на рождественский пост, когда православные не хотят сопровождать торжество обильной скоромной трапезой.

Совсем другое дело «Щедрый вечер» Старого нового года, когда столы ломятся от всевозможных кулинарных сытных изысков. По народной традиции, эта ночь связана со святым Василием Великим, покровителем свиноводства и с преподобной Меланией (Меланкой, Маланкой).

В отличие от Рождества и Крещения эти дни не имели важного значения в религиозном календаре, поэтому в их обрядности почти не заметно церковных мотивов. В советский период праздник в честь деда Василия и бабы Маланки устраивали только в селах Буковины и Галичины, но с 80-х годов традиции Щедрого вечера начали возрождаться.

Василий Великий считался покровителем свиноводства, поэтому обязательным блюдом щедрого застолья был запечённый «Кесарийский», название которого в народе превратилось в «Кесаретский» поросенок, которого зажаривали целиком, часто начиняли кашей. Считалось, что это жареное мясо можно только ломать, а не резать ножом. Блюдо символизировало плодородие земли и плодовитость скота. Позже, когда запеченного поросенка могла себе позволить есть не всякая семья, отголоском традиции стало традиционное приготовление холодца из свинины.

Традиции и приметы: чего не стоит делать на Щедрый вечер и Старый Новый год

Как уже отмечалось, канун нового года называли «Щедрый вечер». Празднование связано с дохристианским языческим обычаем. День накануне Нового года посвящен преподобным Милании (Меланки или Маланки) и Василию. А Щедрым его назвали потому, что кутью, приготовленную в этот день, в отличие от рождественской, можно было заправлять смальцем, сливочным маслом, сливками или молоком.

В Новый год принято готовить множество блюд, считая, что чем больше блюд на столе, тем щедрее обещал быть следующий год.

На новогоднем столе обязательно должны быть блюда из свинины. Ведь Василий, который в христианстве стал святым, был покровителем свиней. Кроме того, это животное традиционно считалось символом плодородия и достатка.

А вот есть птицу и рыбу в новогоднюю ночь было плохой приметой, потому что считалось, что счастье «улетит» или «уплывет» из дома.

Девушки пекли и обрядовые булочки – балабушки, по которым гадали на суженого. Балабушки раскладывали на лавке и запускали голодного собаку, чью балабушку он схватит первой, та девушка первой и выйдет замуж. Подавали к столу и вареники с «сюрпризами»: внутрь каждого вареника добавляли разные необычные «начинки». Если кому-то попадалась мука – это к мукам, фасоль – к детям, пуговица – к обнове, сахар – к хорошей жизни, соль – к трудной жизни, перец – к неожиданностям, веревочка – к дороге, копеечка – к деньгам.

Хорошей приметой считается, если за столом соберется четное количество гостей. Если так не получается, хозяева должны поставить пустую тарелку. Когда все начинают есть, нельзя вставать из-за стола, у хозяйки все должно быть под рукой.

Очень важно, чтобы одежда в этот день была тщательно выстиранная и чистая. А после ужина надо было обязательно зайти к соседям и попросить один у одного прощение за возможную вину, чтобы Новый год встретить в мире и согласии.

Празднование обычно был веселым, и гости сидели до полуночи. Молодежь ходила всех поздравлять и засевать пшеницей, желая щедрого Нового года. Очень хороший знак, когда зернышки упадут не только на паркет или ковер, но и на хозяев (как святая вода) – тогда надо вежливо поклониться. Хозяева давали посипальнику что-нибудь в подарок, а разбросанные им зерна тщательно собирали, хранили до весны и при посеве смешивали с другими семенами.

А еще утром в день Нового года первым в дом должен зайти мужчина, это предвещало счастье. Женщинам 14 января вообще не желательно ходить в гости. Также 14 января нельзя давать в долг, потому что тогда целый год будешь сам нуждаться в деньгах.

Празднование

Как уже выше отмечалось, в этот день, утром, начинают готовить вторую обрядовую кутью – щедрую. В отличие от постной (на Коляду), ее можно заправлять скоромниной (мясом и салом). На богатый вечер кутью ставят на покути (в красный угол). Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.

Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома. По давней традиции, новогодние обходы посевающих, как и рождественских колядующих, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила. Девочки-подростки в одиночку или вместе оббегают соседей, чтобы пощедровать.

На Меланки ходят и группы парней. Это называется «водить Меланку». Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят песнями, танцами, шутливыми сценками. Один из них, обычно, переодет в женский наряд и его называют Меланкой.

По давнему обычаю переодетые, закончив ритуальный обход, утром идут на перекрёсток сжигать «Деда», или «Дидуха», — снопы, соломы, что стояли наготове от Святого вечера до Нового года, потом прыгали через костёр. Это обряд очищения от общения с нечистой силой.

А на следующий день, на рассвете, идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Сначала идут к крёстным отцам и другим родственникам и близким. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех с Новым годом.

Сію, вію, посіваю, з Новим роком поздоровляю!

На щастя, на здоров’я та на Новий рік,

Щоб уродило краще, ніж торік, —

Жито, пшениця і всяка пашниця,

Коноплі під стелю на велику куделю.

Будьте здорові з Новим роком та з Василем!

Дай, Боже!

Первый посевающий на Новый год приносит в дом счастье. По народным верованиям считалось важным кто будет в доме первый гость в новом году. Добрым признаком было, если первым гостем оказался парень из уважаемой многодетной семьи с хорошим хозяйством. Хуже, если первым гостем будет девушка или женщина детородного возраста. И уж совсем несчастьем считалось, если первым гостем окажется вдова, старая дева, старик или калека. Поэтому девушки, как правило, не посевают, а если и принимают участие – то в дом или не заходят или заходят после ребят.

Верование и гадание

С щедрой кутьей связано много бытовых обрядов. Так, чтобы уладить какой-то конфликт, соседи шли друг к другу мириться, чтобы «Новый год встретить в мире и согласию». Ребята, которые перед этим «получили тыквы» (отказ), во второй раз посылали сватов с надеждой на согласие.

Вечером в этот день девушки гадают.

При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч.

В разных районах Украины существуют свои виды гадания. Вот некоторые из них:

* выходят на улицу, и какое животное встретится первым – таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца – тихим и послушным, и тому подобное;

* у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;

* кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суженый-ряженый, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;

* перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суженый-ряженый, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.

Рецепты для праздничного стола на «Щедрый вечер»

Кесаретский поросенок

ингредиенты :

  • потрошеный молочный поросенок — 1 шт. (весом около 5кг)
  • гречневая каша – 400 гр.
  • сушеные грибы – 50 гр.
  • мед – 150 гр.
  • чеснок – 1 головка
  • лук – 1 шт.
  • специи для свинины.

Способ приготовления :

Вымочить поросенка в смеси воды и молока (1:1) на холоде.

Удалить глаза (подрезать по кругу филейным ножом), посолить снаружи и обильно изнури.

Подготовить маринад из меда, давленого чеснока и специй. Натереть поросенка снаружи и изнутри. Мариновать 3-4 часа.

Грибы вымочить в течение часа, отварить и обжарить их с луком. Отдельно сварить кашу и смешать ее с грибами.

Перед запеканием плотно начинить брюшко поросенка кашей и скрепить деревянными шпажками, выложить его на обернутый фольгой противень. Пятачок, уши и копытца поросенка обернуть фольгой и прикрыть ею спинку.

В противень налить 2 стакана воды и запекать 1 час в разогретой до 200 гр. духовке. Через час фольгу со спины снять и запекать 3 часа, поливая поросенка образовавшимся соком. Если сока мало, поливать медовой водой со специями.

Поросенок готов, когда при прокалывании мяса выделяется прозрачный сок.

Еще один неизменный атрибут Васильева вечера — каша.

С ней было связано несколько примет, по которым гадали о том, какой год ожидает семью. Если каша выливается на печку из кастрюли или горшка, в котором ее готовят или посуда трескается, значит, год для семьи будет неблагополучный. Такую кашу выбрасывали вместе с горшком в прорубь. Если каша была красная, полная, это предвещало счастье всему дому, будущий урожай и талантливую дочь.

В старый Новый год принято было запасаться пирожками с различными начинками, ватрушками, шанегами (сырными, картофельными, морковными). Это связано с тем, что в новогоднюю ночь и 14 января компании молодежи «водили Маланку» по избам. Молодежь распевала специальные песни-колядки, в которых пророчила хозяевам достаток, богатый урожай и здоровье. За это гостей принято было угощать и одаривать закусками.

Топ-3 начинок для Васильевых пирожков

Мясная начинка

Для приготовления этого блюда вам понадобятся такие ингредиенты :

Начинка :

  • мясо (мякоть) – 300 гр.
  • масло – 20 гр.
  • лук репчатый – 1 шт.
  • мука – 5 гр.
  • соль, перец черный молотый – по вкусу
  • зелень.

Способ приготовления :

Сырое мясо пропустить через мясорубку, положить на смазанную жиром сковороду слоем не более 3-4 см и припустить на плите или в духовом шкафу до готовности. Слить образовавшийся мясной сок и приготовить из него соус красный основной.

Мясо вторично пропустить через мясорубку, слегка обжарить, добавить пассерованный репчатый лук, соль, черный молотый перец, соус и все хорошо перемешать.

Начинка из квашеной капусты

Для приготовления этого блюда вам понадобятся такие ингредиенты :

  • квашеная капуста – 1 кг
  • грибы сушеные – 100 гр.

Способ приготовления :

Мелко порезанную капусту тушить до готовности под крышкой.

Отварить грибы в кипятке около 40 минут, воду слить.

Отдельно обжаренный лук смешать с вареными грибами, посолить, поперчить и жарить в течение 4 минут. Перемешать капусту с грибами.

Начинка из творога

Для приготовления этого блюда вам понадобятся такие ингредиенты :

  • творог – 500 гр.
  • яйцо – 2 шт.
  • сахар – 50 гр.
  • сливочное масло – 100 гр.
  • ваниль – по вкусу
  • изюм – 100 гр.
  • цукаты – по вкусу.

Способ приготовления :

Пропустить творог через сито и смешать его с яйцами. Добавить остальные ингредиенты и положить в тесто.

Щедривки

Щедрик ведрик

Щедрик ведрик,

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кільце ковбаски,

Ще того мало —

Дайте ще сала;

Ще того трішки —

дайте лепішки;

(Або) дайте ковбасу,

(Я до) дому понесу,

А) як дасте кишку,

То з’їм в затишку!

Щедрик, щедрик, щедрівочка

Щедрик, щедрик, щедрівочка,

Прилетіла ластівочка,

Стала собі щебетати,

Господаря викликати:

— Вийди, вийди, господарю,

Подивися на кошару,

Там овечки покотились,

А ягнички народились.

В тебе товар весь хороший,

Будеш мати мірку грошей.

Хоч не гроші, то полова,

В тебе жінка чорноброва.

Щедрик, щедрик, щедрівочка,

Прилетіла ластівочка.

Щедрик добрий,

Я не згірший,

Дайте млинця,

Котрий більший!

Що щедрушка,

То пампушка,

Що й щедреник,

То й вареник.

Щедрий вечір, добрий вечір,

Добрим людям на здоров’я.

А пан, як господар.

Господиня, як калина.

А діточки, як квіточки.

Щедрий вечір, добрий вечір,

Добрим людям на здоров’я!

У нашій криниці

Плавають синиці.

А ви, молодиці,

Печіть паляниці,

З печі виймайте,

Нам по пиріжку дайте.

Щедрий вечір, добрий вечір,

Добрим людям на здоров’я!

А за сим словом будь же нам здоров,

Можний паноньку, господареньку,

Не сам з собою, з господинею,

З господинею та й з діточками.

Вінчуємо ж тя щастям, здоров’ям,

Щастям, здоров’ям та й новим роком,

А й новим роком та й довгим віком!

Ой, господар, господарочку,

Пусти в хату Меланочку,

Меланочка чисто ходить,

Нічого в хаті не пошкодить.

Як пошкодить, то помиє,

Їсти зварить та й накриє.

Добрий вечір!

Сію, сію, засіваю,

З Новим роком вас вітаю!

На той новий рік,

Щоб ліпше вродило,

Ніж торік!

Сію, сію, засіваю,

Вашу хату не минаю,

З Новим роком йду до хати,

Щось вам маю віншувати:

Щоби діти всі здорові,

Їсти кашу всі готові,

Щоб вам була з них потіха,

А нам грошей хоч півміха!

Сію, сію, посіваю

Сію, сію, засіваю,

З Новим роком вас вітаю!

На той новий рік,

Щоб вродило краще,

Ніж торік!

Сію, сію, засіваю

Сію, сію, засіваю,

Вашу хату не минаю,

З Новим роком йду до хати,

Щось вам маю віншувати:

Щоб діти всі здорові,

Їли кашу всі готові,

Щоб вам була з них потіха.

А нам грошей з півміха!

Щедрик-Петрик,

Дай вареник!

Ложечку кашки,

Наверх колбаски.

Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей!

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько ёлок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

Счастья вам,

хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом,

Со всем родом!

Коляда, коляда!

Пролетело хороводом

Рождество за Новым годом,

Скоро и Крещение,

Великое, священное,

До него рукой подать,

Это время погадать,

Когда Святки наступают,

Девушки всегда гадают,

Чтоб судьбу свою узнать,

И любовь свою сыскать,

Всем удачных Святок,

Суженых всем знатных!

Пусть святыми станут все дела,

Чтоб прекрасной жизнь была твоя.

Поздравляем с праздником сегодня,

Пусть придут события, что тебе угодны.

Пусть зимние деньки тебя развеселят,

И Святки в каждый дом уж поспешат.

Колядуйте весело с друзьями, щедро,

Чтоб из жизни вдруг исчезла серость.

Отмечаем мы же Святки,

Раздаем мы всем подарки.

И желаем мы успехов,

Чтобы было много смеха.

Поздравляем, обнимаем,

Будет хорошо же все - мы знаем.

Чтоб фортуны было много,

Чтобы жили очень долго.

На сегодняшних же Святках,

Расскажите нам колядки.

Мы дадим уж вам конфеток,

Угостите своих деток.

Вот сегодня и веселье,

Девчонки собрались гадать,

Нынче Святки наступили,

Время не будем мы терять!

Кого зеркало покажет,

Али суженый уже

Вон, в окошко постучится,

Унесёт меня к себе!

Вот и святки наступили,

Будем мы гадать, играть,

И с большим волнением

Духов вызывать!

Пожелаем в этот день,

Чтобы не настигла лень.

Чтобы нечисть не приставала,

Настроение не отнимала!

Мы на Святки погадаем,

Поиграем мы в снежки,

Имя суженого узнаем,

Будем радостны, смешны!

В этот праздник ждём мы чуда,

Угощенья на столе,

Всем желаем настроенья

И любви в своей судьбе!

Такой чудесный праздник Святки,

Он душу светом наполняет,

Сердце теряется в догадках —

Так девица себе гадает.

У каждого пусть в этот день

Надежды и мечты сбываются,

Радость придет, исчезнет тень,

Улыбкой сердце наполняется!

Ранее в Сеть выложили первую запись рождественской народной песни «Щедрик» в музыкальной обработке композитора Николая Леонтовича . Запись сделана в Нью-Йорке в 1922 году в исполнении Украинского национального хора под руководством Александра Кошица.

Баскетбольный щедрик / NBA Christmas Carol of the Bells

Щедрий вечір, добрий вечір,

Добрим людям на здоров’я!

Старый Новый год - чудесная возможность еще раз окунутся в магию новогодней ночи и праздничное настроение. В ночь с 13 на 14 января к нам приходит не просто Новый год по старому стилю, но какое-то особенное чувство - связи с временем, историей, народными традициями. Старый Новый год отмечают в Украине, России, Белоруссии, Молдавии, Армении, Казахстане, Грузии, Сербии, Македонии и Черногории и даже в некоторых кантонах Швейцарии. Давайте и мы присоединимся к этому светлому и веселому празднику с щедрым застольем, веселыми колядками и другими добрыми традициями.

К нам с колядками идет добрый Старый Новый год!

Щедрый вечер - канун Старого Нового года, праздник особенный, полный добра, веселья, щедрости, думаю и традиции, с ним связанные, придутся вам по душе, а какие-то приживутся в вашем доме. В Щедрый вечер накрывается самый богатый стол, с вечера начинаются самый веселые в году гуляния, гадания и даже сватовство. За стол в Щедрый вечер садятся только в чистой одежде.


Щедрым вечер перед Новым годом назван в честь Щедрой или Богатой кутьи, в отличие от Рождественской - голодной в Щедрую кутью можно добавлять молоко, масло, сливки. С щедрой кутьей соседи ходят друг к другу мириться, чтобы Новый год встретить в мире, с добрыми мыслями. С ней засылают сватов во второй раз, если перед этим получили гарбуза (тыкву) - отказ, правда сватовство может состояться, только если девушка в это время дома. Молодые парни в добрых масках водят Меланку (переодетого в женский наряд одного из ребят) с добрыми пожеланиями, песнями, шутками обходят все дома. В конце обхода уже к утру сжигают Дидуха - снопы соломы, оставшиеся с празднования Святого Вечера.


С вечера и до полуночи толпы парней и девушек ходят щедровать - поют колядки, получая за это угощение от хозяев. Наутро совершается другой обход - молодежь ходит по дворам посевать. Сначала идут к крестным и близким родственникам и, зайдя в дом, посевают пшеницей, набранной заранее в рукавицу, с пожеланиями добра и счастья в Новом году: Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю! Очень важно, кто первым зайдет утром в дом посевать: если парень из многодетной семьи с хорошим достатком, это добрая примета. Худо, если первой окажется девушка, женщина или старая дева. Поэтому девушки заходят посевать в дом после парней.

В ожидании гостей хозяева накрывают праздничный стол рушниками, колосками пшеницы, в центр стола ставят кутью с зажженной свечой в память о предках. Когда все собирались за столом, никому нельзя было вставать из-за стола, даже хозяйке - у нее все должно было быть под рукой приготовлено заранее, поэтому на стол выставлялось сразу все угощение. По своему обилию Щедрый стол должен равняться рождественскому, но без домашней птицы, пернатой дичи или зайца, чтобы из дома не улетело и не убежало счастье.

Принято угощать всех, кто зайдет в дом - ведь это Щедрый вечер!

Щедривки

Всю новогоднюю ночь звучат Колядки или Щедривки , которые распевает молодежь, обходя дворы с поздравлениями. Многие из них уже никто и не вспомнит, но некоторые все-таки сохранились! Надеюсь, и вам они пригодятся, чтобы поздравить в ночь с 13 на 14 января своих друзей и близких - то-то они удивятся!

http://www.youtube.com/embed/GxEzK2BvEGI]

Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало -
Дайте ще сала;
Ще того трішки -
дайте лепішки;
Або дайте ковбасу,
Я до дому понесу,
А як дасте кишку,
То з"їм в затишку!

Щедрик, щедрик, щедрівочка

http://www.youtube.com/embed/HERnFfbcIxY]

Гадания

Какая Новогодняя ночь без гаданий? В старину девушки, рассчитывающие на замужество, устраивали в Щедрый вечер гадания, ведь все, что загадано в Щедрый вечер непременно сбывается! А пока девушки гадали, парни воровали у них калитки, двери, даже ворота, которые отцы выкупали за магарыч.


Как же можно погадать в щедрый вечер?

  • выходили на улицу и по тому, какое животное встретится первым, таким и будет суженый: если пес - то плохим, овца - послушным, а если кот?
  • у ворот насыпали три кучки зерна, если утром зерно оставалось нетронутым, то семейная жизнь будет полной чашей;
  • клали гребешок под подушку со словами:Суженый-ряженый, расчеши мне голову . Кто приснится - с тем и жить!
  • Наливали в тарелку воду и строили мостик из прутьев веника с приговором: Суженый-ряженый переведи через мостик . Жених непременно должен присниться и перевести через мостик.

Щедрый стол

В Щедрый вечер - щедрый стол. Хозяйки подавали к столу 12 блюд, с Богатой кутьей и узваром во главе. Щедрая кутья готовилась особо: самая старшая в доме женщина в 2 часа ночи приносила крупу, а старший мужчина - воду из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе, пока топилась печь, и трогать их было нельзя. Кутья готовилась с приговорами, на ней и гадали: вышла румяная да разваренная - к благополучию, бледная - к болезням, вылезла из горшка - к беде, а уж если горшок лопнул… Если кутья выходила хорошей, ее съедали всю без остатка, а если нет - выбрасывали в реку на закате солнца. Узвар выпивали во время щедрой трапезы, а фрукты из него раздавали детям, чтобы росли и были здоровы.


Богат щедрый стол - всего-то на нем вдоволь: вареников с начинками, блинов, калачей и паляниц. Пекли много - ведь одарить надо всех, кто придет колядовать! Девушки особенный булочки - балабушки, по ним гадали на суженого: балабушк и раскладывали на скамейке и пускали, чью балабушку она схватит - той и замуж первой идти! Гадали и по вареникам, в которые заранее вкладывали сюрпризы: фасолинка - к детям, пуговка - к обновке, сахар - к сладкой жизни, соль - к трудностям, перец - к неожиданному, копейка - к богатству, веревочка - к дороге.


На Щедром столе всего должно быть вдоволь, и уж непременно - блюда из свинины, символа плодовитости. По примете свинья, которая всегда что-то роет, прироет и богатство к дому. Целый поросенок, холодец из ножек, кровяная колбаса, верещака из ребрышек, потапцы - бутербродики с салом, борщ, запеканки, бабки - всего и не перечесть, но на то он и щедрый - вечер Старого Нового года!

Мы сегодня тоже попробуем приготовить одно особенное блюдо щедрого вечера - блины с языком.


Лызень в торбе (на 10 штук)

Для фарша:

  • 500 г отварного говяжьего языка;
  • 200 г обжаренных шампиньонов;
  • 200 г обжаренного измельченного репчатого лука;
  • 150 г сметаны;
  • 50 г белого вина;
  • 2-3 зубка чеснока;
  • 10 перышек зеленого лука
  • соль, сахар, черный молотый перец по вкусу

Для блинов

  • 250 г муки;
  • 500 мл молока;
  • 3 яйца;
  • 1/2 ч.л. соли;
  • 1-2 ст.л. сахара;
  • топленое масло для смазывания блинов
  • топленое масло для выпечки блинов (можно положить в тесто)

Пропустить через мясорубку язык, грибы и лук. Смешать со сметаной, мелко резаным чесноком, солью, сахаром, перцем и потушить примерно пять минут, в конце влить белое вино. Испечь блины, замесив тесто следующим образом: смешать желтки, 100 г молока, соль, сахар, добавить муку и сливочное масло. Медленно влить оставшееся молоко и взбитые в крепкую пену белки. Или спеките блины по вашему любимому рецетпу.

Готовый фарш щедро выложить на середину каждого блина, свернуть в мешочек, перевязав перышком лука. Выложить мешочки в форму и довести до готовности в духовке (10 минут).

По ведической Традиции в ночь с 13 на 14 января 2015 празднуют "Щедрый вечер" или как сейчас называют - "Старый новый год"

С Праздником, славяне!!!


Щедрый вечер - народный праздник славян; вечер в канун т.н. "Старого Нового года". У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на севере — Васильев вечер, У словаков «Щедрым вечером» (словацк. Štedrý večer ) назывался Сочельник.
Празднование его происходит от древнего ведического обычая (см. "Щедрование и наступление личного дня Бога Сварога - Новолетия по-восточнославянски" - и "ЩУРОВ ДЕНЬ (Родогощь) и Зимний День Бога Перуна" - )

Празднование

В этот день, утром, начинают готовить вторую обрядовую кутью — щедрую, её заправлять скоромниной (мясом и салом). На богатый вечер кутью ставят на покути (в красный угол). Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.

Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома. По давней Традиции, обходы посевающих, как и колядующих на Коляду, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила. Девочки-подростки в одиночку или вместе оббегают соседей, чтобы пощедровать.

Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят песнями, танцами, шутливыми сценками. По давнему обычаю переодетые, закончив ритуальный обход, утром идут на перекрёсток сжигать «Деда», или «Дидуха», — снопы, соломы, что стояли наготове, затем прыгали через костёр. Это обряд очищения от общения с нечистой силой.

А на следующий день, на рассвете, идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Сначала идут к близким родственникам и затем к другим родственникам и близким. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех

Сію, вію, посіваю, з Новим роком поздоровляю!
На щастя, на здоров’я та на Новий рік,
Щоб уродило краще, ніж торік, -
Жито, пшениця і всяка пашниця,
Коноплі під стелю на велику куделю.
Будьте здорові з Новим роком та з Василем!
Дай, Боже!

Первый посевающий на Новолетие приносит в дом счастье. По народным верованиям считалось важным кто будет в доме первый гость. Добрым признаком было, если первым гостем оказался парень из уважаемой многодетной семьи с хорошим хозяйством. Хуже, если первым гостем будет девушка или женщина детородного возраста. И уж совсем несчастьем считалось, если первым гостем окажется вдова, старая дева, старик или калека. Поэтому девушки как правило не посевают, а если и принимают участие — то в дом или не заходят или заходят после ребят.

Сербские традиции

На юго-востоке Сербии существовал обычай «Сыровары» (серб. Сировари ), названный по двусловью — «Сирово-борово». Название обряда вероятно схоже с названием новогоднего обхода, который проводился в македонских и болгарских регионах (сурвакане). Накануне Старого нового года - Щедрого вечера - ряженые обходят сельские дворы. В отличие от ро каледарей (колядок), они не одевают маски

Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца. Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются ущипнуть). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»)

Верование и гадание

С щедрой кутьёй связано много бытовых обрядов. Так, чтобы уладить какой-то конфликт, соседи шли друг к другу мириться, чтобы «Новолетие встретить в мире и согласию». Ребята, которые перед этим «получили тыквы» (отказ), во второй раз посылали сватов с надеждой на согласие.

Вечером в этот день девушки гадают .

При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч.

В разных районах существуют свои виды гадания . Вот некоторые из них:


  • выходят на улицу, и какое животное встретится первым — таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца — тихим и послушным, и тому подобное;

  • у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;

  • кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;

  • перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.

Приметы :


  • если ночь после щедрого вечера тихая и ясная, будет счастливое лето /год/ не только для людей, но и для скота;

  • если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай;

  • если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший мёдосбор;

  • если падает мягкий снег, — к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;

  • какой первый день в Новолетие, таким и лето будет;

  • если на Щедрый вечер оттепель, то ждут теплого лета.

Щедривки

Щедрик ведрик

Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало -
Дайте ще сала;
Ще того трішки -
дайте лепішки;
(Або) дайте ковбасу,
(Я до) дому понесу,
А) як дасте кишку,
То з"їм в затишку!

Щедрик, щедрик, щедрівочка

Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.

* * *
Щедрик добрий,
Я не згірший,
Дайте млинця,
Котрий більший!
Що щедрушка,
То пампушка,
Що й щедреник,
То й вареник.

* * *
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров"я.
А пан, як господар.
Господиня, як калина.
А діточки, як квіточки.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров"я!

У нашій криниці
Плавають синиці.
А ви, молодиці,
Печіть паляниці,
З печі виймайте,
Нам по пиріжку дайте.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров"я!
А за сим словом будь же нам здоров,
Можний паноньку, господареньку,
Не сам з собою, з господинею,
З господинею та й з діточками.
Вінчуємо ж тя щастям, здоров"ям,
Щастям, здоров"ям та й новим роком,
А й новим роком та й довгим віком!

* * *
Ой, господар, господарочку,
Пусти в хату Меланочку,
Меланочка чисто ходить,
Нічого в хаті не пошкодить.
Як пошкодить, то помиє,
Їсти зварить та й накриє.
Добрий вечір!

Сію, сію, засіваю,
З Новим роком вас вітаю!
На той новий рік,
Щоб ліпше вродило,
Ніж торік!
Сію, сію, засіваю,
Вашу хату не минаю,
З Новим роком йду до хати,
Щось вам маю віншувати:
Щоби діти всі здорові,
Їсти кашу всі готові,
Щоб вам була з них потіха,
А нам грошей хоч півміха!

* * *
Сію, сію, посіваю
Сію, сію, засіваю,
З Новим роком вас вітаю!
На той новий рік,
Щоб вродило краще,
Ніж торік!

* * *
Сію, сію, засіваю
Сію, сію, засіваю,
Вашу хату не минаю,
З Новим роком йду до хати,
Щось вам маю віншувати:
Щоб діти всі здорові,
Їли кашу всі готові,
Щоб вам була з них потіха.
А нам грошей з півміха!

Пусть святыми станут все дела,
Чтоб прекрасной жизнь была твоя.
Поздравляем с праздником сегодня,
Пусть придут события, что тебе угодны.

Пусть зимние деньки тебя развеселят,
И Святки в каждый дом уж поспешат.
Колядуйте весело с друзьями, щедро,
Чтоб из жизни вдруг исчезла серость.

Отмечаем мы же Святки,
Раздаем мы всем подарки.
И желаем мы успехов,
Чтобы было много смеха.

Поздравляем, обнимаем,
Будет хорошо же все — мы знаем.
Чтоб фортуны было много,
Чтобы жили очень долго.

На сегодняшних же Святках,
Расскажите нам колядки.
Мы дадим уж вам конфеток,
Угостите своих деток.

Вот сегодня и веселье,
Девчонки собрались гадать,
Нынче Святки наступили,
Время не будем мы терять!

Кого зеркало покажет,
Али суженый уже
Вон, в окошко постучится,
Унесёт меня к себе!

Вот и святки наступили,
Будем мы гадать, играть,
И с большим волнением
Духов вызывать!

Пожелаем в этот день,
Чтобы не настигла лень.
Чтобы нечисть не приставала,
Настроение не отнимала!

Мы на Святки погадаем,
Поиграем мы в снежки,
Имя суженого узнаем,
Будем радостны, смешны!

В этот праздник ждём мы чуда,
Угощенья на столе,
Всем желаем настроенья
И любви в своей судьбе!

Такой чудесный праздник Святки,
Он душу светом наполняет,
Сердце теряется в догадках —
Так девица себе гадает.
У каждого пусть в этот день
Надежды и мечты сбываются,
Радость придет, исчезнет тень,
Улыбкой сердце наполняется!

Празднование новогоднее колядование, игрища, гадания, ряженье Традиции трапеза со свининой

При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч .

В разных районах Украины существуют свои виды гадания. Вот некоторые из них:

  • выходят на улицу, и какое животное встретится первым - таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца - тихим и послушным, и тому подобное;
  • у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;
  • кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;
  • перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.

Щедривки

Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало -
Дайте ще сала;
Ще того трішки -
дайте лепішки;
(Або) дайте ковбасу,
(Я до) дому понесу,
(А) як дасте кишку,
То з"їм в затишку!

Ой сивая та і зозулечка.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Усі сади та і облітала,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в одному та і не бувала.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в тім саду три тереми:
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У першому - красне сонце,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У другому - ясен місяць,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в третьому - дрібні зірки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Ясен місяць - пан господар,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Красне сонце - жона його,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Дрібні зірки - його дітки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

Щедрик, щедрик, щедрівочка (укр.)

Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
- Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.

На щастя, на здоров’я, на нове літо!
Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!

Русские традиции

Щедровка

Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько ёлок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Коляда, коляда!

Белорусские традиции

Щедривка

Оригинал Ой, пад лесам да пад высокім, Ой, там ходзіць стада коней, Добры вечар, Шчодры вечар!* А ў том стадзе конь гаворыць: – Ніхто мяне не паймае, не асядлае. Адазваўся малады малойчык: – Я й таго каня паймаю, я й асядлаю. Ой, паеду ў чыста поле, Выпалюю дзевяць лісаў, Дзевяць лісаў, дзесятую кунку Да сваёй мамачцы на шубку. Як пачула гэта, загневалася, Ой, да яго міленькая. – Ох, не гневайся, мая міла, Ці ты ж гадавала? Гадавала мяне родна матанька, Цёмнай ночы не даспаўшы, Яснай свечы не тушыўшы, Ачэпак з ножак не спушчаўшы. *) Прыпеў паўтараецца пасля кожнага радка. Шейн . Материалы, с. 75–76. Зап. настаўнік Рагачоўскага гарадскога вучылішча I. Аўсейц у Рагачоўскім п. Перевод Ой, под лесом да под высоким, Ой, там ходит стадо коней, Добрый вечер, Щедрый вечер!* А в том стаде конь говорит: – Никто меня не поймает, не оседлает. Отозвался молодой молодчик: – Я й того коня поймаю, я й оседлаю. Ой, поеду в чисто поле, Споймаю девять лисиц, Девять лисиц, десятую кунку Да своей матушке на шубку. Как услышала это, загневалась, Ой, на него миленькая. – Ох, не гневайся, моя милая, Разве же ты растила? Растила меня родна матушка, Тёмной ночи не доспавшы, Ясной свечи не тушившы, Очепок с ног не выпускавши. *) Припев повторяется после каждой строки. Шейн . Материалы, с. 75–76. Зап. учитель Рогачевского
городского училища И. Овсейц в Рогачевском п.

Сербские традиции («Сировари»)

Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца . Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.

В некоторых местах количество сыроваров должно было быть обязательно нечётным (7, 9, 11), в противном случае, как считалось, кто-нибудь из участников умрёт в предстоящем году.

Сыровары сильно кричали: «Сирово-бурово!» или «Сирово!», а из дома отвечали «Борово!». За этим следовало пожелание богатства дому, плодовитость скота, урожая в поле, за что хозяева их одаривали (давали им мясо, водку, хлеб, сладости). Если хозяева не открывали дверь, сыровары кричали проклятия, например «чтоб никогда не открыть вам дома!» или «Сирово-борово и пусть весь год пройдет впустую!» (Сирово-борово и све по купи ћораво!).

В некоторых местах на праздник «Сыровары» раньше готовили специальный хлеб - сыроварский каравай .

Болгарские традиции (Сурваки)

В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд Сурваки. Символом обряда была украшенная ветка кизила - сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», т.е. пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.

В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. Воздействие танцев усиливалось дополнительно и звуком прикрепленных к костюмам и маскам медных и бронзовых колокольчиков. У некоторых масок были два лица - спереди и сзади. С одной стороны, нос курносый, а лицо добродушное, с другой - нос с горбинкой, а лицо - со зловещим выражением. Эти маски - символ добра и зла, которые всегда сосуществуют друг с другом. Большое значение для символики масок имел и цвет. Преобладал красный - символ плодородия и обновляющейся природы, солнца и огня; используется также чёрный цвет - олицетворяющий землю, и белый - символ воды и света.

В ночь под Новый год или в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценанами «убийства» и «воскрешения».

Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера. На центральных площадях в сёлах и до сих пор ряженые разводят огромный костёр - символ разжигания новой жизни в предстоящем году, «нового солнца», которое символизирует поворот к весне. Когда-то к костру подходил каждый крестьянин и бросал в него принесенный с собой хворост и ворошил угли, чтобы летели искры, и произносил пожелания: сколько искорок разлетится, столько должны, уродить поля и столько должно родиться живности в хозяйстве. Ряженье в страшные маски и исполнение магических танцев должно было испугать и прогнать злых духов и защитить урожай.

Приметы

Кроме гаданий, в ночь на Старый Новый год люди пытаются предсказать будущее по приметам. Вот некоторые из них:

  • если ночь после Нового года тихая и ясная, будет счастливый год не только для людей, но и для скота;
  • если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай;
  • если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший мёдосбор;
  • если падает мягкий снег, - к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;
  • какой первый день в Новом году, такой и год будет;
  • если на Мелании оттепель, то ждут теплого лета.

См. также

  • Новый год на Украине

Примечания

Литература

  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С. . - Мн. , 1992. - С. 554-612. (белор.)
  • Васілевіч Ул. А. Каза // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С.Санько, Т.Вало­дзіна, У.Васілевіч і інш. - Мн. : Беларусь, 2004. - С. 571. - ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
  • Васић Оливера Традиционално играчко наслеђе Југоисточне Србије // Игра - Ниш: Центар за научна истраживања САНУ. 2011. 194 с.