Рассеянный ребенок: что делать? Как помочь рассеянному ребенку? Ребенок неусидчивый и невнимательный что делать

На чтение 7 мин. Просмотров 4.3k. Опубликовано 25.06.2019

Нередки случаи, когда внимание у ребёнка совсем рассеянное: то он забывает записать задание на дом, то не помнит, во сколько завтра начинаются уроки, то не взял тетрадки или учебники.

Как помочь ребёнку не сидеть по нескольку часов над домашним заданием, задумывается не один родитель. Делать замечания – не помогает, повторять по много раз одно и то же – просто устаёшь. Нужно найти какой-нибудь метод, как самостоятельно развить внимательность у ребёнка. Все подсказки – в нашей статье.

Почему дети рассеянные и невнимательные: 6 причин

Заметить, что у малыша рассеянное внимание, можно ещё в детском саду. Он не играет подолгу ни в одну игру, ему вообще неинтересны занятия, требующие усидчивости: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов или мозаики.

Но родители обращают внимание, что их ребёнок неусидчивый и невнимательный, только в школе.

Что же делать, когда начинает страдать успеваемость ученика?

Прежде всего, нужно определить истоки детской рассеянности:

  1. Синдром рассеянного внимания обычно идет рука об руку с гиперактивностью. В научной среде для такого состояния существует краткая аббревиатура: СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Те детки, кому ставят такой диагноз, очень подвижные. Им на самом деле сложно превозмочь себя и сконцентрироваться на каком-нибудь занятии. Они постоянно отвлекаются по любому поводу. Если диагноз поставлен, то нужно обязательно принимать корректирующие меры, чтобы не дать симптомам усилиться со временем. Чем позже начинается лечение, тем сложнее его применять.
  2. Иногда родители сами провоцируют развитие невнимательности у своего чада, задаривая его игрушками. Из-за того, что всякий раз у малыша появляется новое увлечение, ему нет нужды запоминать и увлекаться чем-то определённым. Таким образом, не происходит тренировки памяти, и кроха становится рассеянным. Как развить внимательность у ребёнка в таком случае? Очень просто: перестаньте покупать всё новые и новые игрушки своему баловню, несмотря на безграничную любовь к нему.
  3. Если ваш малыш простудными и вирусными заболеваниями, его общему состоянию не позавидуешь. Мало того, что все силы тратятся на борьбу с болезнями, так ещё сказывается недостаток кислорода, движения и солнечного света. Ведь не пойдет же гулять простуженный ребёнок! От этого страдает концентрация внимания, и ученик становится рассеянным, даже если дома ничто не отвлекает его от занятий.
  4. Обстановка дома определённо влияет на способность ребёнка сосредотачиваться на учебе. Когда в маленькой квартире живут родители, дети, бабушки с дедушками, о тишине приходится только мечтать. Второй случай – это когда взрослые постоянно скандалят. Психика ребёнка становится неустойчивой, он ожидает внезапных громких звуков и привык прислушиваться к окружающей обстановке. То есть, полной сосредоточенности на работе не бывает никогда.
  5. Ещё один фактор, негативно влияющий на способность малыша к концентрации внимания, это чрезмерная загруженность. Амбициозные родители желают, чтобы их отпрыск был самым успешным, самым одарённым и так далее. Исходя из своих эгоистических побуждений, они перекладывают нагрузку на хрупкие детские плечики. От ученика требуют отличных оценок в школе, его возят на развивающие занятия по языкам, или математике, или шахматам; а еще спортивные секции и обязательное чтение на ночь. Но любой ресурс не безграничный, и от постоянного напряжения сломается даже самый надёжный механизм. В случае детей первой страдает внимательность.
  6. Диаметрально противоположная ситуация – это когда школьник не успевает по учёбе, потому что не понимает, зачем вообще ему это надо. Родители, а потом и все взрослые, не имеют в его глазах авторитета. То, что ему пытаются втолковать о важности образования, он считает несущественным. Гораздо важнее для него общение с дворовой компанией или игра в онлайн-стрелялки. Здесь идёт речь не о рассеянном внимании, а об отсутствии мотивации для получения образования. Как только ребенок осознает, что ему это позарез необходимо, он преобразится на глазах.

Исходя из всего, что перечислено, становится ясным, что не всегда причиной детской забывчивости является врождённая болезнь.

Очень часто рассеянность становится результатом неправильного воспитания ребёнка.

А раз так, то наверняка есть рецепт, как бороться с невнимательностью.

Чего делать нельзя

Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.

Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.


Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.

Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.

Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности. В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!

Лекция, как наказание бессмысленна, потому что ребёнок встретит её в штыки.

Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.

Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться. Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста.

С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.

Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:

  1. Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
  2. Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).

Основные ошибки родителей

Теперь кратко коснёмся других ошибок, которые родители делают, пытаясь исправить рассеянность своего чада.


Что нельзя делать:

  • ругать за невнимательность нельзя;
  • насмешки – это оскорбление ребенка, особенно прилюдные;
  • нельзя сравнивать вашего и «хорошего» ребёнка – так вы утверждаете, что ваш плохой;
  • самостоятельно делать то, что может выполнить малыш – это провоцирует его нестарательность, инфантильность;
  • заставлять малыша помногу раз (для запоминания) переделывать работу.

Ставить в вину маленькому ребёнку свои собственные промахи в воспитании нечестно. Дорогие родители, постарайтесь принять, что рассеянность внимания малыша, если она не вызвана болезнью, это ваше упущение.

Только работая вместе, вы исправите ситуацию, но нужно относиться друг к другу с уважением.

Что поможет ребёнку стать внимательнее

Если вы замечаете у крохи чрезмерную подвижность, возбудимость вкупе с недостатком сосредоточенности, то сводите его к неврологу. Может, причина рассеянности кроется в СДВГ.

Ваше внимание к его жизни сделает малыша более в себе.

Хвалите его за успехи, участвуйте в выполнении домашних заданий (не делайте вместо него, а направляйте ход мысли). Научите ученика перепроверять свои работы. Присутствие родителя мобилизует концентрацию у ребёнка.

Организуйте комфортную атмосферу дома. На время выполнения домашней работы закрывайте дверь в комнату малыша или приглушайте звук телевизора. Также введите лимит времени на домашнюю работу, чтобы сидение за столом было продуктивным.

Мотивируйте чадо понемногу каждый день. Подойдут рассказы о ваших успехах на работе, связанные с тем, что вы хорошо учились; похвалы за успехи, дополнительные минуты пользования компьютером или деньги за прочитанные книги.

Снимите лишнюю нагрузку, если она есть. Синдром хронической усталости – не лучший спутник для малого ребёнка.


Также подойдут развивающие игры, которые тренируют память:

  • шахматы – это альфа и омега хорошего запоминания;
  • анаграммы – составляйте короткие слова из одного длинного;
  • смешные стихи или любимые песни на память – отличная тренировка мозга;
  • компьютерные картинки типа «Найди кота».

Заключение

Как видите, побороть рассеянность можно легко и весело. Главное – заниматься развитием памяти регулярно.

Любите своих деток, будьте к ним ближе, и тогда вы удивитесь их успехам!

F90.0 Нарушение активности и внимания

Причины рассеянности у ребёнка

Школьники могут страдать от рассеянности из-за некоторых болезней, конфликтов с учителями, сверстниками, родственниками и пр. В подобной обстановке ребёнок всё время будет находиться в напряжении, что не позволит ему сосредоточиться. При появлении признаков рассеянности нужно узнать, какова причина подобного поведения малыша, после чего решить эту проблему, устранив причину.

Существуют также случаи, когда у ребёнка от рождения наблюдается рассеянность внимания – это следствие некоторых особенностей деятельности его нервной системы. Обуславливаются эти особенности неравномерным развитием функций и процессов, протекающих в мозге ребёнка. При наличии подобных проблем малыш не сможет надолго сосредоточиться, будет быстро утомляться и постоянно переключаться с одного дела на другое.

Патогенез

Невнимательность и рассеянность у ребёнка часто является одним из симптомов СДВГ. При наличии этого заболевания у ребёнка наблюдается рассеянность типа «порхающее» внимание. Признаками этого вида расстройства является слабая концентрация и быстрая непроизвольная переключаемость.

Данное заболевание характеризуется не только рассеянностью – такой малыш ещё и очень подвижный и чересчур активный – не может долго сидеть на одном месте и заниматься одним делом. Такие дети стремятся быстро переключаться с одной работы на другую, даже если дело, которым они занимаются, им по-настоящему интересно.

Ребёнок с СДВГ всюду влезает и всегда находит возможность что-нибудь натворить. Помимо этого он очень неусидчив, постоянно что-то забывает, довольно неуклюж. В некоторых случаях не может научиться стоянию на 1ой ноге.

Проявление признаков болезни в основном начинается в школе – тогда врачи и ставят этот диагноз. Школьник срывает занятия, крутится, вертится, мешает учителю и другим детям. При этом делает это совершенно ненамеренно. Дети, имеющие диагноз СДВГ, зачастую обладают различными талантами и довольно умные, но при этом никак не могут проявить эти свои умения.

Симптомы рассеянности у ребёнка

Рассеянность у ребёнка – как её опознать и определить? Ниже представлены некоторые симптомы, которые свидетельствуют о наличии такой проблемы:

  • Гипервозбудимость, неусидчивость, постоянная суета;
  • Очень часто меняет дело, которым занимается, забрасывает, не доводя до конца;
  • Не может сконцентрироваться на одном определённом задании;
  • Проблемы с памятью.

Родителям также следует обратить внимание на следующие признаки, которые демонстрируют развитие у ребёнка невнимательности:

  • Малыш не может сконцентрироваться на конкретном задании, постоянно отвлекаясь от него;
  • Вечно теряет или забывает про свои школьные вещи, игрушки и прочие принадлежности;
  • Постоянно уклоняется от любой работы, в выполнении которой требуется сосредоточенность, терпение и усидчивость;
  • Возникают проблемы со школьной успеваемостью из-за того, что не может завершить даже самые небольшие задания, ошибается в простых ситуациях;
  • С любым заданием справляется намного позже, чем другие дети;
  • Отличается мечтательностью;
  • Не слушает инструкции;
  • Может переключиться на другое задание, не закончив предыдущее.

В целом, некоторые симптомы могут временами проявляться у каждого ребёнка, но если такие проблемы у школьника присутствуют постоянно, следует заняться вопросом поиска причины подобного поведения.

Первые признаки

Начавшие обучение в школе детишки, часто довольно невнимательны и рассеяны – их умение концентрироваться ещё не развилось. Но улучшать этот навык необходимо, так же, как и умение читать, писать, считать. Внимание проявляется как точное выполнение взаимосвязанных с ним функций. Внимательное поведение позволяет получать чёткие и ясные образы, да и вообще все процессы мышления в таком случае происходят гораздо быстрее. И действует при этом человек более чётко и аккуратно.

Тщательно следите за поведением чада – рассеянность у ребёнка может привести к проблемам со школьной успеваемостью. Если вы выявили, что у вашего малыша указанные ниже симптомы проявляются больше полугода, следует отвести его на консультацию к психологу:

  • Совершает ошибки из-за собственной невнимательности, не может сконцентрироваться на мелких деталях;
  • Не прислушивается, когда с ним говорят, не может долго удерживать своё внимание;
  • Постоянно отвлекается на происходящее вокруг;
  • Не может закончить начатое дело;
  • Пытается уклониться от задач, выполнение которых связано с напряжением;
  • Забывчивый – пока выполняет задание, может забыть, как его нужно делать;
  • Теряет вещи, которые нужны для выполнения поставленной задачи.

Рассеянность и невнимательность у ребенка

В наше время обучение в школе требует от детей не только умения развиваться умственно и физически, но и также учиться быстро воспринимать и перерабатывать большое количество информации. Помимо этого, в тот же период времени происходит множество внутренних перемен в их психическом и физическом состоянии. Влияние также могут оказывать индивидуальные особенности характера, умение обучаться, наличие мотивации. Всё это способно стать причиной симптома рассеянность у ребёнка.

В начальной школе от ребёнка требуется не только внимательность, но также усидчивость и аккуратность – всё это ему довольно трудно осуществлять поначалу.

Ученик также может быть невнимательным из-за конфликтов со сверстниками, учителями, проблем в семье. Если есть младшие дети, ребёнок может к ним ревновать, также он может бояться родителей, ругаться с учителем или одноклассниками. Все эти причины влияют на концентрацию внимания и сосредоточенность.

Если школьник уже длительное время (более 6 месяцев) не может сосредоточиться и рассеян даже в случае работы над чем-то интересным для него, следует немедленно обратиться к неврологу. Возможно, что у ребёнка наблюдается гиперактивный синдром. В этом случае для решения проблемы понадобится помощь квалифицированного специалиста.

Рассеянность, забывчивость и невнимательность у детей

Рассеянность у ребёнка может случиться по разным причинам. Среди них синдром повышенной активности, который проявляется в том, что он зачастую ведёт себя совершенно неконтролируемо. Помимо этого у него можно заметить отсутствие внимания и сосредоточенности, излишнее беспокойство, рассеянность. В принципе, ребёнок и должен быть таким активным и непоседливым, но когда он ведёт себя чересчур резко, вообще не поддаваясь контролю, это нехороший признак.

Существует ряд признаков, которые считаются проявлением синдрома повышенной активности у ребёнка. Среди них:

  • Невозможность сконцентрировать даже при выполнении интересной задачи, которая всегда увлекала малыша;
  • Ребёнок много разговаривает, невнимателен, рассеян, постоянно о чём-то забывает, непоседлив;
  • Не может скоординировать собственные движения;
  • Ему трудно организовать себя для игр, учёбы, отдыха;
  • Не желает выполнять всеобщие правила – дома, в школе, во время игр;
  • Всё время очень активен и подвижен;
  • Постоянно меняется настроение, случаются перепады в эмоциях.

Обнаружив у своего чада хотя бы треть вышеописанных признаков, нужно сразу же обратиться к врачу, который специализируется на излечении детской гиперактивности.

Рассеянность у детей младшего школьного возраста

Существует 2 группы, на которые можно поделить невнимательных и чересчур рассеянных детишек:

Первая из них включает детей, которые до определённого момента рассеянностью не страдали. В таком случае причиной возникновения проблемы могло оказаться какое-нибудь длительное хроническое заболевание, истощившее в итоге его нервную систему. Помимо этого фактора рассеянность у ребёнка может быть следствием проблем в семье или конфликта в школе. Из-за внутреннего напряжения малышу не удаётся сосредоточиться на учёбе и других повседневных делах.

Вторую группу составляют дети, имеющие синдром рассеянности с момента рождения. Они являются таковыми из-за слабой нервной систе­мы – у них наблюдается врождённая неравномерность в развитии функций мозга. Этот недостаток оказывает наибольшее влияние как раз на внимательность. Такие малыши страдают недостатком энергичности, постоянно меняют дело, которым занимаются. Они могут заметить множество различных мелочей в окружении, отмечать разнообразные детали, но при этом у них никак не будет получаться сосредоточиться на том, что объясняет учитель. Тут нет их вины, всё дело во врождённом заболевании, побороть которое они не в состоянии.

Рассеянность ребенка начальных классов

Для ребёнка, достигшего 7летнего возраста, главным видом деятельности является школьное обучение. Данный процесс серьёзно меняет функционирование всех психических процессов, происходящих в его организме. Внимательность тоже претерпевает некоторые изменения, ведь учёба требует от малыша более серьёзной концентрации. Очень часто проблемы с успеваемостью у младших школьников выявляются в отсутствии сосредоточенности, неумении понимать учительские требования, концентрироваться на собственной работе. Всё это обычно и вызывает у учителя наибольшие нарекания.

Внимательность первоклассников поначалу плохо развита и почти не отличается от поведения дошколят – эти дети ещё не способны одновременно слушать рассказ о жизни художника и смотреть на его картину – они сосредотачиваются на чём-то одном. Рассеянность у ребёнка проявляется в том, что при выполнении трудного задания он быстро сделает знакомые для него действия, но сразу же забудет суть самой задачи, и каким путём был получен результат. Всё это происходит из-за того, что в процессе выполнения заданного действия он будет сосредоточен только на одном аспекте, не обращая внимания на остальные нюансы.

Осложнения и последствия

Если ребёнок стал забывчивым и начал демонстрировать признаки рассеянности, возможно, это является следствием развития синдрома дефицита внимания. Да и этот синдром может появиться как результат другой болезни или быть самостоятельной проблемой. Болезнь может сопровождаться общим состоянием слабости и возникнуть на фоне инфекции или вируса или проблем с эндокринной системой. Так что следует понимать, что обычная рассеянность у ребёнка может повлечь за собой серьёзные последствия, если к ней не отнестись внимательно.

Проблемы со вниманием могут быть следствием стресса, который заставляет ребёнка чувствовать себя угнетённо и тревожно, или сложной эмоциональной ситуации, произошедшей с ним. Так что, если вы заметили проявление таких признаков, как неспособность воспринимать обращённую речь и поддерживать концентрацию внимания, отправьте ребёнка на осмотр. Нужно будет проконсультироваться с неврологом и пройти диспансеризацию. Это позволит избежать возникновения различных осложнений, ведь врач сможет выявить причину проблемы и назначить нужное лечение.

В целом проблемы со вниманием считаются признаком болезни, только если есть иные соматические или нервно-психические нарушения.

Диагностика рассеянности у ребёнка

Заметив у своего ребёнка нижеописанные признаки, которые к тому же наблюдаются у него постоянно, следует насторожиться. Возможно, он подвергся влиянию СДВ. Симптомы следующие:

  • Отсутствует сосредоточенность, ребёнок всё время отвлекается от работы;
  • Часто забывает, куда положил свои книги, игрушки, ручки, или вообще теряет их;
  • Уклоняется от заданий, в которых основной упор делается на внимание к мелким деталям и терпеливость;
  • Может перепрыгивать с одного занятия на другое, не воспринимает советы, указания и инструкции;
  • Ребёнку присуще состояние мечтательности;
  • Не способен полностью закончить даже маленькое задание, постоянно совершает маленькие помарки.

Конечно, кое-какие из этих симптомов присущи большинству малышей, но если ваш ребёнок демонстрирует большинство из них, причём делает это чаще, чем прочие сверстники, следует насторожиться. Рассеянность у ребёнка может оказаться следствием какого-то заболевания и проявляться где угодно – как в детсаду или школе, так и дома. Невнимательность никак не зависит от того, чем малыш занимается – играет или учится.

Выявить этот синдром важно ещё на раннем этапе его развития. Детское неумение сосредоточиться и подверженность рассеянности опасны тем, что при игнорировании этой проблемы в будущем она станет серьёзнее. С возрастом ребёнку будет гораздо труднее справляться с её последствиями.

Анализы

Вниманием называют умение сосредоточить психическую деятельность мозга на одном конкретном объекте. Непроизвольно фокусировать своё внимание способен каждый человек без исключения.

Сама по себе внимательность является сложившейся чертой характера зрелого человека. Рассеянный ребёнок может обратить своё внимание на какое-то дело или объект, но при этом полностью сконцентрироваться ему не удастся. Это происходит, потому что в детстве такое качество, как внимательность, ещё не может стать личной чертой характера.

Рассеянность у ребёнка может оказаться следствием какой-нибудь болезни – воспаления носоглотки, появления аденоидов, проблем с работой мозга. Проанализировать проблему лучше при помощи квалифицированного специалиста, чтобы выяснить причину нарушения и поставить чёткий диагноз.

Приступая к выяснению причин возникновения рассеянности, следует сначала проанализировать, какой у малыша распорядок дня. Есть вероятность, что он не высыпается, ему не хватает внимания, он получает неправильное питание, сильно устаёт. Вполне возможно, именно в этом и кроется причина рассеянности и невнимательности ребёнка. Тогда останется лишь устранить мешающий фактор, и в его поведении всё наладится.

Инструментальная диагностика

При появлении симптомов рассеянности, можно пройти инструментальную диагностику. Курс обследования проводится при помощи таких аппаратов:

  • Рентген шейных позвонков, чтобы выяснить, каков уровень их патологической подвижности, и есть ли у ребёнка сколиоз;
  • УЗИ мозга, чтобы узнать, имеются ли в его сосудах и ткани какие-либо органические или врождённые нарушения;
  • УЗДГ (доплерография), чтобы выяснить, в каком состоянии находятся стенки сосудов – их извитость, уровень компрессии, сужение, и т.д.;
  • Электроэнцефалография для выяснения того, насколько сбалансированы в тканях и клетках мозга электрофизиологические процессы.

Когда весь диагностический курс пройдет, можно установить причину болезни и поставить диагноз.

Рассеянность у ребёнка может диагностироваться при помощи психологических тестов. В этом случае детально изучается развитие познавательных процессов у ребёнка (непроизвольных и естественных) в попытке вовремя обнаружить и описать произвольные когнитивные реакции и поступки.

Чтобы диагностировать внимательность у малыша, можно воспользоваться такими игровыми способами:

  • отыщи и зачеркни;
  • треугольники;
  • запомни расположение точек и потом правильно расставь их;
  • корректурная проба.

Дифференциальная диагностика

При дифференциальной диагностике СДВ, который может быть одной из причин рассеянного поведения, выявляются патологии, которые могут быть присущи данному заболеванию. Его причинами также могут быть разнообразные инфекционные болезни, нарушения в работе ЦНС и мозга, повреждения головы, отравление свинцовыми парами, церебральная гипоксия.

Рассеянность у ребёнка, а также проявление у него головокружения, головных болей, гиперактивности, раздражительности, проблем со сном могут являться признаком невроза или наблюдаться после черепно-мозгового повреждения в качестве посттравматического синдрома.

Проблемы с поведением ребёнка могут и не быть следствием какой-то болезни. Невнимательность, а также гиперактивность и импульсивность могут быть по причине стресса из-за смерти кого-то из близких, или их болезни. Или же оттого, что ребёнку становится скучно – например, школьная программа даётся ему слишком просто. Именно поэтому с постановкой диагноза спешить не следует – ребёнку нужно будет побыть под наблюдением врачей в течение полугода.

СДВ, сопровождающийся повышенной активностью, необходимо диагностировать, опираясь на сбор анамнеза, который производится при помощи опроса родителей ребёнка и анкетирования его школьных учителей.

Лечение рассеянности у ребёнка

Лечить расстройство внимания можно разными способами. Они зависят от множества факторов – от причин и происхождения этого симптома, а также самого человека – его характера и индивидуальных особенностей.

Корректировать рассеянность у ребёнка можно при помощи специальных занятий, направленных на улучшение концентрации. Таковыми являются головоломки и логические задачки, которые малыш должен решать. Также важно чётко распределить занятия на день, выделив побольше времени для физической активности и полноценного отдыха. Если психические заболевания у ребёнка не обнаружены, то причиной рассеянности, скорее всего, будет отсутствие интереса к предлагаемым занятиям. Так что на начальном этапе корректировки нужно попробовать решить проблему без привлечения лекарственных препаратов. Необходимо увлечь малыша, чтобы ему самому было интересно то, чем он занят – тогда он сможет лучше концентрироваться.

Растущий детский организм требует баланса полезных витаминов, ведь его отсутствие тоже может стать причиной проблем с внимательностью. В таком случае полезно будет попринимать комплекс витаминов. Если же проблема возникла вследствие нарушений в иммунной системе, можно пройти курс лечения иммуностимуляторами.

Лекарственное лечение

Среди медикаментов, которые могут лечить рассеянность у ребёнка, выделяют психостимуляторы, которые нужно принимать под контролем врача.

  • Глицин, являющийся ноотропным лекарством. Он способствует улучшению умственных способностей, увеличивает работоспособность, влияет на повышение защитных процессов в ЦНС. Дозировка составляет приём 1 табл. под язык.
  • Пирацетам, улучшающий мозговой обменный процесс, что помогает лучше усваивать школьный материал. Для детей суточная доза лекарства составляет 30-50 мг.

Побочные эффекты: раздражительность, тревожность, тошнота, диарея, головные боли, тремор, судороги.

Противопоказания: нельзя принимать детям с диабетом и аллергиями на фруктовые соки. Также нельзя назначать младенцам до 1 года.

  • Биотредин, положительно влияющий на когнитивные функции мозга. Он повышает внимательность и улучшает память. Дозировка для детей составляет по 2 мг/кг массы тела на 3-10 дней.

Противопоказания: не принимают совместно с антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами.

  • Фенибут, способствующий улучшению притоку крови к мозгу – он улучшает мозговую работоспособность, память, и помогает лучше запоминать большой объём информации.

Противопоказания:

  • беременность;
  • при кормлении грудью;
  • печёночная недостаточность.

Дозировка лекарства для детей составляет 20-250мг. Более точно её назначает врач, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Побочные эффекты: может проявляться тревожность, раздражительность, чрезмерная возбудимость.

Физиотерапевтическое лечение

Рассеянность у ребёнка может корректироваться без применения лекарственных препаратов – курс состоит из различных процедур, среди которых коррекция нейропсихологическим и педагогическим методами, психотерапия, способы модификации поведения. Применяются и физиотерапевтические процедуры.

  • Лазерная терапия – курс включает 7-10 процедур, за одну из которых производится облучение 3-5 зон организма.
  • ДМВтерапия, состоящая из 8-10 процедур.
  • 5-10 ингаляционных процедур.
  • Курс УФО носоглотки на 3-5 процедур.
  • Курс УЗИ, состоящий из 8-10 процедур.

Родителям нужно пройти консультацию у психотерапевта, где им объяснят что они не должны воспринимать такое поведение ребёнка негативно – он не делает это нарочно, поэтому к нему нужно относиться терпеливо и с пониманием. Также необходимо следить за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня – в определённое время ел, делал уроки, ложился спать. От избытка энергии пусть избавляется во время долгих прогулок, бегая, прыгая, совершая физические упражнения.

Потому как такому ребёнку трудно сконцентрироваться, старайтесь не загружать его заданиями – пусть будет только одно на отдельный временной промежуток. Также следует тщательно подбирать ему партнёров по играм – они должны быть спокойными и уравновешенными.

Народное лечение

Рассеянность у ребёнка можно лечить некоторыми народными средствами.

Например, хорошо подойдут ягоды можжевельника. Их необходимо есть, начав с 1й штуки в сутки, и так, постепенно увеличивая на одну, дойти до 12 штук. Далее необходимо провести обратный курс – в порядке убывания.

  • Татарник колючий – траву заливаем 20г кипятка и оставляем на маленьком огне на 10 минут. Получившуюся настойку нужно пить 3-4 раза в сутки 1 ст.л.

Перемешайте между собой по 2 части порезанного сухого корня розовой родиолы и эхинацеи и прибавьте к получившейся смеси шишки хмеля (1 часть). Столовая ложка этого сбора заливается стаканом кипятка и настаивается в течение четверти часа. В получившийся отвар добавляют мёд (2 ч. л.) и пьют в течение дня, поделив содержимое на 3 части. Длится такой курс примерно месяц.

  • Траву бессмертника заливают кипятком (примерно 10грамм), после чего эту настойку нужно завернуть в полотенце и оставить настаиваться в течение 30-40 минут. Когда отвар будет готов, его нужно пить в дозировке треть стакана. Процедура выполняется 3раза/сут.

Очень полезен для организма в целом, и улучшения внимательности в частности, обыкновенный чеснок. Съедайте перед каждым приёмом пищи по 1-2 зубчика.

Лечение травами

Улучшать внимание ребёнка можно при помощи различных способов. Не помешает в этом случае приём лечебных трав. Они положительно влияют на организм, хотя нельзя забывать о том, что такое лечение тоже должно назначаться врачом. На рассеянность у ребёнка хорошо действуют такие травы, как ромашка и мелисса. Они способствуют лучшей концентрации, оказывая успокаивающий эффект.

Применяется также такой метод, как фитотерапия.

  • Положительное влияние оказывает настойка из боярышника – её пьют по четверти стакана ежедневно. Рецепт выглядит следующим образом: цветки травы (1 ст.л.) заливаются стаканом горячей воды и настаиваются в течении 2х часов;
  • Выпивать 2-3 раза ежедневно по 2 таблетки настойки валерианы – она тоже оказывает успокаивающий, смягчающий эффект;
  • Лекарственный травяной сбор, состоящий из различных трав. В него входит пустырник (берётся доза в размере 3 частей), сушеница (тоже включает 3 части), боярышник (опять же 3 части смеси), ромашка аптечная в виде цветочных корзинок (в размере 1й части). Далее берётся 1 ст.л. получившегося продукта, заливается стаканом кипятка, и настаивается 8 часов. Далее сбор процеживают и принимают дважды в день после приёма пищи по полстакана.

Гомеопатия

В качестве альтернативы лечения при помощи лекарств может использоваться гомеопатия. Её могут назначить в случае, если ребёнок проявляет токсическую или аллергическую реакцию на медпрепараты. Гомеопатическими средствами улучшают деятельность ЖКТ, повышают защитные силы организма, лечат аденоиды и проблемы с поведением – например, рассеянность у ребёнка.

Данный симптом может наблюдаться при наличии синдрома гиперактивности. Ребёнок не только становится слишком шумным, буйным и неконтролируемым, но также ещё и ведёт себя невнимательно – может забывать, терять вещи и пр. Многочисленные обследования показали, что при таком заболевании поведение детей, принимавших индивидуальные дозы гомеопатических средств, улучшилось в разы – они стали спокойнее, аккуратнее, внимательнее, исчезла постоянная рассеянность. Среди самых эффективных средств гомеопатии при СДВГ:

  • Stramonium, применяемый в виде отвара для ванн на ведро воды берётся 20г средства (3 или 6 уровень разведения);
  • Cina – курс длится 2-3 месяца, принимают 7 крупинок препарата 1 раз/неделя;
  • Hyoscyamus niger, применяемый под видом белёного масла, которое используется для наружного втирания в кожу.

Профилактика

Если ваш ребёнок проявляет признаки невнимательности, это ещё не значит, что он болен. В целях профилактики можно ещё с ранних лет тренировать его произвольное внимание – можно давать ребёнку зеркало, в которое он будет рассматривать себя, пытаясь сосредоточиться на происходящем. Также существует огромное количество игрушек, способствующих развитию концентрации. В грудном возрасте детям можно показывать разнообразные предметы, объясняя при этом, для чего они нужны. Это тоже хорошо тренирует произвольное внимание.

Если вы заметили рассеянность у ребёнка, следует купить ему игры, которые будут развивать его внимательность – такие, как лото, мозаика или пазлы. Поиграйте с ребёнком в эти игры – расскажите о правилах, объясните, как нужно собирать из отдельных частей картинку и пр. Совместные занятия должны увлечь ребёнка, помогая ему учиться концентрации.

Для ученика школьного возраста нужно создать атмосферу, настраивающую его на рабочий режим. Не следует ставить стол у окна, чтобы ребёнок не отвлекался на происходящее на улице. Также, пока он делает уроки, нужно сохранять в доме тишину. Нелишним будет также посадить его в школе на первые парты, чтобы он мог сконцентрироваться на учителе и доске.

Прогноз

Расстройство, описываемое как «порхающее» внимание, не нуждается в особом лечении. Оно в основном происходит из-за перенесённой болезни или усталости. Рассеянность у ребёнка в таком случае будет временным явлением. Но только если выявить причину её происхождения и устранить её. Подобная патология происходит вследствие временного снижения подвижности у ребёнка в нервных процессах. Причиной может быть церебральный атеросклероз или кислородное голодание мозга.

Частенько родители детей, страдающих от рассеянности и ухудшившейся памяти, отправляют их на консультацию к врачу, чтобы выяснить, насколько серьёзным является это нарушение, и каким образом его нужно лечить. Каким в таком случае может быть прогноз на лечение постоянной рассеянности?

Зачастую он вполне положительный, так как при затруднении с переключением внимания и проблемах с концентрацией особое лечение не требуется. В основном это является следствием обычной усталости – она может быть как умственная или эмоциональная, так и физическая. Переутомившись, человек становится рассеянным и утрачивает способность нормально сосредоточиться. Понятно, что в такой ситуации следует просто предоставить организму отдых или на некоторое время поменять обстановку.

Нередко маленький ребенок не способен подолгу концентрироваться на каком-либо одном занятии, проявляет повышенную двигательную активность, забывчивость.

Многие родители склонны полагать, что такие проявления, в сочетании с нежеланием следовать установленным правилам и непоседливостью - нормальное явление, присущее детям дошкольного и младшего школьного возраста.

В большинстве случаев так и есть, и данное поведение является вариантом нормы , возрастной особенностью ребенка, обусловленной складом его характера. Однако, в некоторых случаях появление данных симптомов является признаком развития такой патологии, как синдром рассеянного внимания у ребенка.

Данное состояние нуждается в коррекции, в противном случае его признаки будут оказывать в дальнейшем негативное влияние на процесс обучения, да и на многие другие жизненные аспекты ребенка.

Общая характеристика

Синдром рассеянного внимания представляет собой состояние, сопровождающееся нарушением умственной деятельности , когда ребенок неспособен подолгу концентрировать свое внимание на каком-либо одном предмете или занятии.

Так же у детей проявляются определенные нарушения социальной активности (ребенок чрезмерно активен, либо, наоборот, задумчив и замкнут).

Данное состояние обнаруживается довольно часто, примерно 10-15 детей из 100 страдают дефицитом внимания , проявляющимся в той или иной степени.

Первые признаки отклонения, чаще всего, проявляются у дошкольников и младших школьников (в 4-9 лет), однако, могут возникнуть и раньше.

Так, у детей первого года жизни обычно наблюдается чрезмерная двигательная активность, при этом навыки, которыми малыш должен владеть в данном возрасте (например, концентрация внимания на предмете или игрушке) могут быть нарушены.

У детей 3-4 лет синдром рассеянного внимания чаще всего проявляется в нарушении речевых навыков. Однако, отклонения, возникающие при данном недуге, носят индивидуальный характер, синдром рассеянного внимания может проявляться по-разному. Существует несколько разновидностей данного нарушения:

Причины возникновения

Нa сегодняшний день точная причина, которая могла бы спровоцировать развитие синдрома рассеянного внимания, не установлена, однако, ученые предлагают ряд гипотез, в соответствии с которыми данный недуг может быть связан с:


Как связано с гиперактивностью?

Синдром рассеянного внимания нередко связывают с таким понятием, как гиперактивность . И для этого есть все основания.

Ведь ребенок, страдающий дефицитом внимания, отличается повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неусидчивостью.

А все эти признаки характерны для гиперактивных детей. Именно поэтому дефицит внимания часто сопровождается гиперактивностью, неумению долго сидеть на одном месте и заниматься каким-либо одним делом.

Симптомы и признаки

Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.

Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.

Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:

Диагностика

Поставить точный диагноз довольно сложно, так как синдром рассеянного внимания является не психическим, а поведенческим нарушением , и отдельные его проявления могут быть просто особенностью характера и воспитания ребенка.

Поэтому, для того чтобы установить данное нарушение, необходимо использовать субъективные способы диагностики , к которым относят:

  1. Опросники, которые заполняет не только сам ребенок, но и его родители, а также учителя.
  2. Психологическое обследование, в ходе которого устанавливаются интеллектуальные способности ребенка, нарушения навыков, которые должны быть у него в соответствии с возрастными нормами.
  3. Наблюдение за ребенком в естественных для него обстоятельствах и условиях пребывания (дома, в школе).
  4. Выявление заболеваний, которые могут стать причиной синдрома рассеянного внимания.

О наличии синдрома рассеянного внимания можно говорить в том случае, если:

  1. Симптомы нарушения присутствуют у ребенка постоянно, вне зависимости от окружающей его обстановки и обстоятельств.
  2. Первые признаки недуга обнаруживались у ребенка еще в дошкольном возрасте и сохранялись на протяжении полугода и более.
  3. Расстройства внимания мешают процессу обучения и социальной адаптации в коллективе.
  4. Ребенок достиг 6-летнего возраста.

Методы лечения и коррекции

Что делать: как лечить непоседу? Лечение синдрома рассеянного внимания у ребенка требует комплексного подхода , который включает в себя медикаментозную терапию, соблюдение подходящего режима дня и обучения, занятия с психологом, правильное воспитание в домашних условиях.

Медикаменты

Прием лекарственных препаратов назначают далеко не во всех случаях , а только при наличии серьезных нарушений внимания и поведения, которые существенно ухудшают качество жизни ребенка, приводят к невозможности обучения и адаптации в коллективе.

Важно помнить, что самостоятельно назначать ребенку какие-либо препараты нельзя, делать это может только врач.

При необходимости ребенку показан прием успокоительных средств , способствующих снижению его нервной возбудимости.

Однако, сильнодействующие препараты в детском возрасте противопоказаны.

Также ребенку назначают прием препаратов, улучшающих мозговую деятельность (например, Глицин, Биотредин ), средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга (Фенибут ).

Образ жизни

Ребенку, страдающему синдромом рассеянного внимания, необходимо разработать четкий режим дня и требовать от малыша его регулярного соблюдения. Это позволит выработать дисциплинированность , которая у таких детей часто отсутствует.

Распорядок дня рекомендуется оформить в письменном (или печатном) виде, и повесить в доступном ребенку месте. При составлении режима необходимо оставить некоторое количество (1-2 часа) свободного времени, в течении которых ребенок будет заниматься своими увлечениями, которые ему интересны.

Что касается обучения, нарушение внимания и гиперактивность зачастую мешают ребенку получать знания в обычной общеобразовательной школе, что резко сказывается на успеваемости.

В этом случае имеет смысл перевести ребенка в образовательное учреждение с адаптированной программой, либо на домашнее обучение.

Психологические тренинги

Занятия с психологом - обязательный этап лечения ребенка с расстройством внимания. Специалист помогает малышу побороть импульсивность, излишнюю эмоциональность, в результате чего ребенок становится более уравновешенным, спокойным.

Часто занятия проводятся в игровой форме, ребенку моделируют какие-либо ситуации, при этом психолог не только наблюдает за поведением малыша, но и дает ему нужные советы, как поступить в той или иной ситуации.

Также важное значение имеют различные расслабляющие методики, используемые психологами, позволяющие ребенку снять накопившееся напряжение.

Особенности воспитания

Принимать участие в коррекционном процессе должны и родители. Прежде всего, им необходимо помнить, что ребенок с расстройством внимания нуждается в особом воспитании. Прежде всего, необходимо предоставить малышу больше самостоятельности.

В частности, у него должны быть свои домашние обязанности. Эти обязанности не должны быть очень сложными, такими, с которыми ребенок, в силу своего возраста, не сможет справиться. Задания должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям ребенка.

Конечно, первое время у малыша не все будет получаться. Не следует сразу же спешить ему на помощь, пусть ребенок проявит настойчивость , и попробует справиться с заданием самостоятельно. И когда у него это получится, не забудьте похвалить малыша.

Другие методы

Движение жизненно необходимо любому ребенку, а гиперактивному тем более. Однако, его активность необходимо направить в мирное русло. Занятия спортом не только помогут с пользой использовать избыточную энергию, но и приучат ребенка к дисциплине, самоорганизации.

Профилактика

Так как частыми причинами развития синдрома рассеянного внимания у ребенка является осложненное течение беременности и родов , будущей маме необходимо следить за состоянием своего здоровья в этот период, воздерживаться от вредных привычек.

После появления малыша на свет, необходимо защищать его от инфекционных заболеваний, травм, прочих негативных воздействий.

С самого раннего возраста необходимо проводить с малышом развивающие занятия . Грудничку можно показывать те или иные яркие предметы, рассказывая для чего они нужны. Конечно, малыш не поймет ваших слов, но яркий цвет и мамин голос привлекут внимание крохи.

Синдром рассеянного внимания - частая проблема , актуальная для детей младшего школьного возраста. Ребенок, неспособный подолгу концентрироваться на одном занятии, испытывает проблемы в обучении и общении, и поэтому нуждается в квалифицированной помощи.

Как научить ребёнка быть внимательным ? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!


Популярное на сайте

Став родителями, люди начинают задумываться о том, что ждет их малыша в будущем. Непременно они хотят, чтобы он рос и развивался не хуже остальных: посещал дополнительные кружки по интересам или спортивные секции. Но так бывает не всегда. Может оказаться, что у них невнимательный ребенок. В чем причины и что делать в этой ситуации, помогают разобраться психологи.

Причины невнимательности детей

Прежде всего, не нужно кричать. Необходимо попробовать самостоятельно проанализировать действия чада, выяснить, что именно привело его к подобному поведению. Причины могут быть следующие:

  1. Гиперактивность. Ее нетрудно выявить, достаточно просто понаблюдать и станет заметно, что малыш неусидчивый и более активен, чем его ровесники. Такие дети не могут долго находиться без движения (сидеть во время урока за партой), также они чаще других отвлекаются на посторонние факторы (птица за окном, проезжающий мимо автомобиль и тому подобное).
  2. Часто болеющие дети. Как правило, их болезни со временем переходят в тяжелые хронические формы. А постоянные больничные никак не способствуют учебе, в которую очень трудно полностью погрузиться из-за общего ослабленного состояния организма, что приводит к еще большей рассеянности во время занятий.
  3. Дефицит внимания родителей. Если взрослые постоянно на работе, а ребенку не хватает их внимания, он будет стараться привлечь его любым способом. А именно: начнет хулиганить в школе, драться, получать плохие оценки и все в этом роде. Перед тем как бежать на прием к невропатологу, стоит внимательно посмотреть на отношения с ребенком со стороны.
  4. Высокие нагрузки. Помимо занятий в школе, родители решили отдать чадо в бассейн, на танцы, музыкальную школу, уроки английского и еще куда-то там… Не кажется ли им, что оно не успевает почувствовать вкус детства?! Весь день расписан. А когда же несчастному отдыхать или хотя бы просто поиграть, чтобы разгрузить нервную систему? Стоит задуматься!
  5. Неумение мотивировать. Наверное, взрослые за собой замечали, как делают с удовольствием лишь то, что им нравится. У детей все точно так же. Если им предмет неинтересен или учитель не умеет заинтересовать, нудно и монотонно рассказывая суть урока, внимание малыша постепенно угасает и растворяется в воздухе.

Неусидчивость и рассеянность могут появиться у любого. Правда, некоторые дети более склонны к ней, нежели другие. Этому, как правило, способствует множество факторов, таких как стресс, депрессивное состояние, неправильное питание и режим дня, недостаточное внимание со стороны родителей и других взрослых (учителей, родственников, тренеров). Поэтому родители должны создавать благоприятные условия для жизни и развития их детей.

Признаки отклонений от нормы

Порой родители настолько заняты собой, что о неумении ребенка сосредоточить свое внимание на занятии они узнают лишь тогда, когда их обожаемое чадо поступает в первый класс. Тут-то и начинаются все проблемы. Важно вовремя распознать, что ребенок рассеянный и невнимательный в 7 лет. Это уже вполне сознательный возраст. Нужно проверить, нет ли здесь похожих ситуаций из его жизни:

  • Ууроки он делает быстро и не вникает в суть заданий;
  • При этом обнаруживается много ошибок;
  • Или же постоянно жалуется на усталость, хотя ничем особо загружен не был;
  • Но также может быть и обратная сторона - уроки делаются крайне медленно и неохотно;
  • Или неоднократно удается поймать ребенка на том, что он витает в облаках, а не занимается.
Так повелось, что рассеянные дети постоянно что-то теряют, забывают, даже могут заблудиться. Поэтому не стоит кричать на них или ругать за каждую оплошность. Они и сами осознают свою вину. А тут еще и родители набрасываются, твердя о том, сколько денег они вложили в потерянную ребенком вещь, усугубляя и без того стрессовое состояние малыша.

Проблемы в школе

Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.

Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл - и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей - проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие
07:00 - 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 - 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 - 07:35 Завтрак
07:35 - 08:00 Сборы в школу
08:00 - 08:30 Дорога в школу
08:30 - 13:05 Уроки
13:05 - 13:30 Дорога домой
13:30 - 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 - 14:00 Обед
14:00 - 16:00 Свободное время, секции
16:00 - 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 - 18:30
Ужин
18:30 - 20:00
Свободное время
20:00 - 21:00
Подготовка ко сну
21:00 - 07:00
Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире - будь то дом или школа.

Способы решения проблемы

Если родители хотят, чтобы их малыш стал внимательнее, им необходимо приложить все усилия для самоконтроля. Ведь нужно воспитывать не детей, а себя. Они являются отражением своих родителей, смотрят на их действия и делают выводы о происходящем. Таким образом, приучив к порядку себя, взрослые всегда будут находить время и для их чада, что является немаловажным фактором в его развитии и воспитании.

Чтобы понять, что делать, если ребенок невнимательный, нужно обратиться к соответствующему врачу - психологу или невропатологу. Возможно, что медицинские показания помогут специалисту лучше разобраться в его нестандартных действиях, прибегая к различным тестам и анализам. Чем раньше выявятся причины, тем быстрее можно будет приступить к корректировке поведения.

Также не следует бросать ребенка наедине с выполнением домашних заданий. Проверено, что некоторые современные задачки из учебников могут ввести в ступор даже взрослого. Так что непременное участие родителей в учебе младшего члена семьи должно стать повседневной и первостепенной задачей. Не надо все делать за него, достаточно следить за выполнением заданий, вовремя проверять и помогать там, где он не справляется один.

Обязательно поможет грамотно составленный режим дня, включающий в себя все важные и не очень задания и обязанности ребенка не только в школе, но и в семье. Немаловажную роль также будет играть и правильное расположение мебели в его комнате. Нужно уметь разделять рабочее место с зоной игры и отдыха, чтобы во время занятий его ничто и никто не отвлекал.

Нелегко, когда в семье растет невнимательный ребенок. Нужно помочь ему стать внимательным. Необходимо выяснить, кем же хочет стать малыш, когда вырастет. Это поможет грамотно мотивировать его к учебе и всестороннему развитию на тематических кружках или же спортивных секциях. Таким образом, надо его заинтересовать нужным предметом в школе, поощрять все его начинания и помогать доводить начатое дело до конца.

Очень важно также разнообразить еду ребенка. В ней должно присутствовать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Не стоит забывать и об обязательном употреблении в пищу фруктов и овощей. Они должны быть в ежедневном рационе подрастающего организма, чтобы вовремя насыщать его витаминами и полезными веществами, способствующими правильной работе мозга.

Главное, не оставлять все так, как есть, надеясь, что само собой все пройдет. С рассеянностью не только можно, но и нужно бороться. Не стоит ругать и наказывать свое чадо, его нужно любить и уважать, а также помочь ему найти причину нестандартного поведения и совместными усилиями справиться с ней.

На чтение 6 мин.

В современном стремительно изменяющемся мире, переполненном огромным количеством информации, все труднее становиться оставаться внимательными и сконцентрированными даже взрослым людям, не говоря уже о малышах. Рассеянное внимание у детей сегодня становится чуть ли не нормой, и все чаще детские специалисты диагностируют синдром дефицита внимания, сокращенно СДВ.

Рассеянность у детей встречается достаточно часто

В медицинской практике первое описание этой проблемы относится к середине XIX века. Немецкий психолог Г. Хоффман создал собирательный образ маленького непоседы Фила и подробно объяснил причины возникновения СДВ и способы борьбы с этой болезнью.

Симптомы рассеянного внимания

Дети с СДВ отличаются гиперактивностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, пусть бы оно было невероятно интересным для ребенка. Такие детишки все забывают, они неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и тем более повторить его.

Рассеянность приводит к проблемам в учебе

Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Такой ученик будет бесконечно вертеться за партой, мешая своим соседям и учителю и срывая урок, хотя вовсе не желает этого. Обычно умный и талантливый непоседа не может до конца проявить свои способности. Стремление к лидерству тоже не дает результатов, ведь такой ребенок плохо ладит со своими сверстниками и обычно не обретает авторитет.

Таким образом, дети с рассеянным вниманием живут в постоянной дисгармонии с собой и окружающим миром. Они нуждаются в особенном уходе родителей и учителей, в индивидуальном подходе к воспитанию и учебе.

Отсутствие внимания обычно связано нейробиологическими расстройствами, проблемами со слухом или зрением, болезнями двигательного аппарата. Поэтому нужно уметь распознать, действительно ли ребенок страдает СДВ или он просто не желает выполнять, то, что от него требуется в силу других причин, например, лени.


Определение рассеянности и ее причины

Причины невнимательности

Из результатов исследований известно, что СДВ диагностируется приблизительно у 5% детишек в мире. Это достаточно большое количество, причем оно постоянно возрастает. Но на самом деле не найдется такого родителя, который бы не отметил невнимательность и рассеянность своего ребенка. Прежде чем делать какие-то выводы, надо проанализировать условия, в которых учится и отдыхает маленький человек, его режим и нагрузки, а также свое поведение и методы воспитания.

Вот несколько причин, вследствие которых ребенок может быть невнимателен и не собран.

Методы воспитания

Не следует сверх меры опекать свое любимое чадо. Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание и тренировать свои навыки. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться.

Для детей дошкольного возраста необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Ребенок должен знать, в какое время он должен заниматься чтением книги или рисованием, а когда можно и просто поиграть во дворе с мальчишками.


Каждый ребенок должен иметь определенный режим дня

Научившись с детства правильно распределять свое время, он и во взрослой жизни будет собран и сконцентрирован.

Возраст

Чем младше ребенок, тем труднее ему удается задержать внимание. Но даже совсем маленький малыш способен концентрировать внимание на яркую игрушку или зажженную электрическую лампочку.


У подростков рассеянность провоцируют гаджеты

Особенности физиологии

Любые заболевания способны снизить внимательность ребенка. После перенесенной болезни должен пройти определенный восстановительный период и рассеянность внимания исчезнет.

Расстройства психики

Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания малыша. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.

Родителям не следует требовать от ребенка с психическими расстройствами особой внимательности. С такими детками занимаются в специальной группе по особой программе.

Защитная реакция


Часто рассеянность – это защитная реакция на стресс

Рассеянное внимание может быть вызвано защитной реакцией организма на страх, усталость или стресс. Если ученик не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается.

Нехватка витаминов в организме

Ненатуральные продукты питания, плохая экология и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости, а вместе с ней и рассеянности внимания.


Нехватка витаминов приводит к рассеянности и отсутствию интереса ко всему

Отсутствие интереса

Очень часто родители и учителя отмечают рассеянность ребенка, которая моментально проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом. Если во время разучивания таблицы умножения в гости приходит подруга и приносит в подарок ребенку паровозик, совершенно нормально, что все внимание будет сконцентрировано на игрушке. Поэтому пытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо создавать соответствующую атмосферу.


Переизбыток впечатлений и информации у детей снижает внимание

Генетически заложенные факторы

Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью, или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть СДВ.

Способы устранения СДВ

Только иногда, в особо тяжелых случаях, рассеянность внимания ребенка требует лечения с помощью лекарств. Обычно, если врач поставил диагноз СДВ, стараются обойтись применением средств, стимулирующих иммунную и нервную систему, и созданием определенных условий отдыха и учебы ребенка.

Чтобы малыш был собран и внимателен, родителям необходимо установить четкий режим дня. Прием пищи, время сна и физических упражнений должны быть расписаны заранее. Надо оставить два часа для свободных занятий, когда ребенок будет рисовать или строить домик для куклы.


У детей должны быть посильные обязанности по дому

У ребенка должен быть круг своих обязанностей. Не стоит по первому требованию помогать ему в их выполнении. Пусть он самостоятельно моет за собой посуду, застилает кровать и убирает свои игрушки. Детям следует давать больше самостоятельности. Это повысит внимательность ребенка и позволит ему проявить себя.

Но в то же время нельзя оставлять ребенка один на один с его проблемами. Он всегда должен чувствовать рядом плечо взрослого, надеяться на его помощь и совет в разрешении сложных ситуаций.


Пазлы учат концентрировать внмиание

С раннего детства надо проводить развивающие внимание занятия с малышом. Можно собирать кубики или детские пазлы. Если ребенок не удерживает внимание на чем-то одном, надо привлекать его к действию, попросив взять именно зеленый кубик, или раскрасить только середину цветочка.

Очень важно не забывать хвалить ребенка. Если у малыша рассеянное внимание, не стоит давать ему заведомо невыполнимых заданий. А если получилось хоть немного, надо не скупиться на похвалу.

Никогда не стоит требовать от ребенка слишком много. Жизнь порой такая интенсивная и насыщенная, что иногда можно и просто поехать в лес или на реку, давая себе и ребенку избавиться от напряжения и усталости.