От "клепальщицы рози" до бриджит джонс. Эмансипация женщины в семье Эмансипация женщин в современном обществе

Понятие «эмансипация» хорошо знакомо практически каждому современному человеку, однако, далеко не все могут четко сформулировать, что же именно скрывается за этим словом. Рассуждая об эмансипации, почти всегда подразумеваются определенные процессы, в ходе которых происходит раскрепощение человека, его освобождение от многочисленных ограничений, обретение равных прав, возможностей и обязанностей.

Что такое эмансипация

Термин «эмансипация» пришел в русский язык из латыни, поскольку впервые это слово прозвучало еще в эпоху античности, когда словом «emancipatio» граждане Древнего Рима обозначали «освобождение».

Как следует из прямого перевода, понятие «эмансипация» изначально подразумевало освобождение от чрезмерной родительской опеки, но со временем этот термин начал приобретать все большую политическую окраску. Особенно широкое распространение подобные процессы получили в европейских странах. Эмансипация стала своеобразным лозунгом, который активно использовали различные социальные группы, в особенности лишенные свободы самовыражения женщины и представители рабочего класса. Для этих категорий понятие эмансипации стало фактически синонимом борьбы за равноправие и возможность свободно принимать решения во всех сферах - начиная от экономической и вплоть до участия в политической жизни.

Общественное движение за женскую эмансипацию ведет отсчет своей истории со времен французской буржуазной революции. Во Франции представительницы, так называемого, слабого пола, в буквальном смысле этого слова отвоевывали свои права, участвовали в кружках, протестовали, иной раз переодеваясь в костюмы мужчин и отстаивая свои взгляды. Надо сказать, что истории с переодеванием не могли не вызвать возмущения среди мужчин. Желаемый эффект не был достигнут, скорее наоборот - вызвал сопротивление остальной части общества, и в результате власти ввели запрет на организацию и проведение женских кружков и сообществ. Однако эти меры не имели воздействия, а наоборот - подстегнули француженок к еще более активной борьбе.

Упорство и нежелание идти на уступки принесли свои плоды. Один из главных результатов этой борьбы заключался в том, что женщины получили свободу и некоторые права. Но настойчивые дамы не прекратили попыток и продолжили бороться, заявляя о необходимости введения полного равенства и таких же прав, как у мужчин. В этот момент произошло некоторое смешение эмансипации с феминизмом, что нередко вызывает путаницу. Но различия вполне определенные - первое направление подразумевает избавление от давления и гнета, а второе декларирует политические цели и лежит в области гражданских прав.

В нашей стране эмансипация женщин имеет не такую длинную историю, как в других странах. Фактически она началась в ХХ веке, а тенденция к этому зародилась в период революционных волнений 1917 года. В рядах большевиков было немало женщин, которые наглядно продемонстрировали возможности русских женщин к участию в серьезных политических процессах. С последующим развитием промышленности и появлением целого ряда новых профессий женщины получили новые возможности, начали работать и выходить за рамки привычного уклада. Работающие женщины начали более отчетливо осознавать, насколько угнетен и чего лишен слабый пол. Так, с распространением новых знаний, начало развиваться и стремление к защите собственных прав.

За многовековую историю борьбы женщин за свои права слово «эмансипация» приобрело вполне определенный оттенок и стало восприниматься исключительно в контексте равноправия для женщин. В общепринятом понимании эмансипации женщина перестает быть «обслуживающим персоналом» для мужчины, а становится активным участником общественных процессов.

С развитием культуры и эволюцией общества женщины получили практически безграничные возможности, свобода их действий больше не подлежит сомнению, а право самостоятельно определять свои приоритеты и планировать жизнь никто не может отнять. Современные женщины могут свободно распоряжаться финансами, о чем прежде было нельзя даже подумать, имеют возможность сделать карьеру, состояться в науке, занимать высокопоставленные должности.

Женщина теперь не только домохозяйка и мать, но и лидер, руководитель - это и есть эмансипация. Конечно, многие прежние стереотипы еще существуют в сознании людей, но с развитием общества они все больше будут отходить на второй план.

Типы эмансипированных женщин

Встречается мнение о том, что эмансипированные женщины всего лишь прикрываются громкими формулировками, для привлечения внимания и разжигания интереса со стороны мужчин. Якобы это делается специально для того, чтобы мужчины ощутили забытый инстинкт охотника, к тому же наслаждаться внутренней свободой и быть хозяйкой положения всегда приятно.

Так ли это? Если вдуматься, то современная женщина находится под огромным давлением со стороны общества. Помимо того, что она с ранних лет она должна быть примером в учебе, строить карьеру, стремиться к самореализации, над ней постоянно довлеет необходимость вовремя создать семью, родить детей, чтобы не выделяться из общей массы. Стереотипы сильны, и никто не хочет быть «старой девой», поэтому женщины из последних сил надрываются, чтобы во всем соответствовать идеалу. Иногда силы заканчиваются. И в этот момент очень кстати приходится понятие «эмансипация», которое позволяет не просто отказаться от некоторых обязанностей, но и насладиться собственным свободным временем.

Что значит эмансипированная женщина - однозначно сказать довольно трудно. Выражаясь кратко, можно назвать 3 основных типа эмансипированных женщин. Разделение, разумеется, весьма условное, но мы постарались выделить главные черты каждого типа.

  • «Женщина-мужчина» , или выражаясь иначе - очень сильная и самостоятельная дама, нацеленная на карьерный рост. Слово такой женщины равно закону и перечить ей бессмысленно. Им присущ выдержанный деловой стиль с налетом сексуальности и магнетизма. Эти женщины независимы и не нуждаются в помощи, на короткой ноге с техникой и автомобилем, очень требовательны и свободолюбивы.
  • «Женщина-кошка» , уверенная в себе и независимая. Из названия можно понять, что они более кокетливы, но при этом не будут особенно держаться за мужчину. Такие дамы прекрасно умеют пользоваться своей сексуальностью, но главное для них - они сами, их красота и удовольствия. Они слишком заняты, чтобы распыляться на других.
  • «Женщина-феминистка» , которая независима до такой степени, что любые попытки помощи или заботы со стороны мужчин будет воспринимать негативно. Они не зациклены на своей внешности, не особенно следят за внешним видом, предпочитая удобство и функциональность. Домохозяйки из них не получится, можно даже не пытаться.

Преимущества эмансипации

  • Главное преимущество - это возможность самостоятельно определять, на что тратить свое драгоценное время и принимать необходимые решения.
  • Несомненный плюс эмансипированности - финансовая независимость.
  • Возможностью перемещаться по миру в любом направлении.
  • Возможность развивать свои способности и таланты.
  • Широкий круг общения, когда женщины вышли за рамки привычной домашней обстановки и получили возможность вести активную общественную жизнь, завести подруг и общаться с ними. Следствием регулярного общения является развитие интеллекта, преодоление комплексов.
  • Более низкий уровень насилия в семье, чем во времена, когда заключались неравные браки без согласия женщины. В таких союзах почти всегда женщины оказывались в роли униженной стороны, лишенной права высказать свое возмущение и несогласие, и обязанной выполнять фактически функции служанки и няни.
  • Возможность самостоятельно выбирать партнера, начинать и прекращать отношения, в том числе и подавать на развод в случае неверности или жестокости супруга.
  • Возможность развития и получения качественного образования. В современном обществе все реже профессии делятся на мужские и женские, а представительницы прекрасного пола могут свободно занимать руководящие должности и оказываются даже более успешными.
  • Возможность участвовать в политической жизни, право голоса и свобода мнения.
  • Изменения затронули и женскую одежду, которая по мере развития движения за эмансипацию, становилась все более удобной и комфортной - постепенно менялась длина платья, в моду входили блузки и узкие юбки, кроме того, в какой-то момент женщины посягнули на такой истинно мужской атрибут, как брюки, без которых сейчас сложно представить наш гардероб.
  • Женщина больше не «вещь» и не «приложение» к мужчине, а самостоятельная личность.

Недостатки

При очевидных плюсах эмансипации никуда не делись традиционные женские обязанности, такие как воспитание потомства и ведение домашнего хозяйства. И нередко возникают ситуации, когда женщина оказывается обременена массой хлопот, помимо работы и общественной жизни.

Главные недостатки женской эмансипации:

  • Нехватка времени, когда женщине не под силу самостоятельно справиться с бытовыми проблемами и профессиональными обязанностями. Из-за того, что приходится разрываться, женщины испытывают стресс и, как следствие, раннее старение. Иногда удается разделить обязанности с мужчиной, но это пока еще скорее исключение.
  • Одиночество и нежелание строить семью, когда женщина успешна в работе и становится все более независимой. Обретая уверенность в своих силах, она все чаще задумывается о том, что вполне способна позаботиться о себе без постороннего участия. В современном обществе эта проблема становится все более актуальной и ведет к появлению неполных семей.
  • Женский алкоголизм и другие зависимости, когда в силу чрезмерных нагрузок женщина пытается найти успокоение при помощи спиртного. Такие антидепрессанты, конечно, не могут привести ни к чему хорошему.

Говоря о проблемах, связанных с эмансипацией, конечно, бессмысленно рассуждать о том, что все должно вернуться к прежним установкам. Невозможно изменить то, что развивалось несколько столетий, как бы ни хотелось мужчинам вновь обрести власть. Остается лишь искать способы преодолеть негативные последствия и не забывать о том, что женщины, прежде всего - это прекрасная половина человечества.

Э мансипированные женщины с триумфом идут по миру. В американском кино этакие бизнес-леди развлекаются шопингом, сами воспитывают детей и свысока поглядывают на мужчин. В отечественном кинематографе героиня фильма «Москва слезам не верит» всего в жизни добилась сама, за что жизнь дарит ей чудесного принца Гошу (он же Гога). Но если рассудить…

Безусловно, успешной, эмансипированной женщине все остальные женщины прекрасного пола. Однако какой ценой дается эта свобода?

Само слово ЭМАНСИПАЦИЯ произошло от латинского emancipatio, что означает, освобождение от подчиненности, зависимости, предрассудков и угнетения. Эмансипация женщины – это предоставление ей равноправия в трудовой, общественной и семейной жизни.

Впервые об эмансипации широко заговорили еще в конце 19-го века, когда технический прогресс стал ломать патриархальный уклад жизни.

Как было до этого?

С древних времен и мужчина, и женщина, имели свои строго определенные обязанности. С детства мальчика учили выживать во внешнем суровом мире, полном опасных животных, которых надо было убить, причем порой голыми руками, чтобы прокормить семью. Добычу нужно было охранять и оборонять от других животных, а то и от своих соседей. В эти же времена девочек с детства учили этого самого мужчину кормить и всячески ублажать, так как без него выжить было очень сложно.

С появлением механических машин многое изменилось. Мужчины уже стали не особо важны, так как еды на земном шаре стало в разы больше. Опять же, у женщины, как и у мужчины, появилось больше свободного времени на то, чтобы порассуждать о своей тяжкой доле. А что делает человек, когда думает? Правильно! Он умнеет. Вот и женщины стали задумываться, почему бы им не потребовать равных прав?

С чего все начиналось

Во Франции эмансипация началась с массового шествия жриц любви, требовавших, как ни странно, уменьшения рабочего дня, создания профсоюзов… Согласитесь, в наше время это кажется смешным. К несчастью, в России русские женщины были вынуждены становиться эмансипированными по другой причине. После Великой Отечественной войны в СССР погибло больше половины мужского населения страны. Оставшиеся в живых альфа-самцы, будем предельно честными, очень быстро привыкли к пристальному женскому вниманию и постоянным почестям от государства, стали чувствовать себя слишком вольготно. В результате в России появилось множество безотцовщин от женщин, которые старались забеременеть хоть от кого-нибудь и родить для себя, а также успешных женщин, которым пришлось стать сильными, чтобы хоть чем-то обратить на себя внимание мужчины. Тем временем мужчины потихоньку привыкали, что женщина безропотно на двух работах и терпит их постоянное пьянство и лежание на диване. Лишь бы хоть такой не ушел к другой, более успешной и старательной.

А как у них?

Пока в Советском Союзе эмансипация развивалась своим, экспериментально-безвыходным путем, в европейских странах, а также в США сытые и не обделенные мужским вниманием женщины требовали равноправия с помощью митингов, требований и откровенных наездов на своих бойфрендов по отдельности и в целом. А сможет ли мужчина, который на генетическом уровне не способен обидеть женщину, переспорить галдящий бабский коллектив? … Вот именно!

К чему пришли?

Рухнул Советский Союз и заграничные женские течения потекли в матушку Россию, очаровывая все большее количество девичьих сердец. Ведь каждая женская особь любит побывать в центре внимания, любит в меру поиздеваться над этими неуклюжими мужчинами, которые ничего больше не умеют, как делать стандартные комплименты и на первом свидании заманивать в свою пещеру, посыпая путь к себе в берлогу едой, кольцами и ключами от машин и квартир… Ну, или хотя бы красноречивыми обещаниями таковых. Но если мужчина ничего так себе, можно ему и поверить временно. Не правда ли?

И тут что-то пошло не так…

Величайшие умы современности искренне считают, что окончательно отношения между мужчиной и женщиной разладились с изобретением стиральной машины и полуфабрикатов. Действительно, зачем ему женщина, если машина стирает, а процесс приготовления пищи занимает 15 минут. А сводить прелестную леди в ресторан стало непропорционально рискованным вложением средств если рассматривать это с мужской точки зрения. Ведь чаровница может и не раскрыть свои обьятья. Не проще ли гарантированно пообщаться с куртизанками? Но и это не самое страшное. Растет процент инфантильных мужчин, которые все чаще склоняются к мужской однополой любви. Оставшиеся в одиночестве женщины тоже начинают поглядывать друг на друга, а тем временем традиционные семейные пары чаще всего живут по принципу: мужчина за компьютер, женщина к подруге пообщаться.

Наравне с любимым

С первого взгляда, картина получается мрачноватая. Казалось бы, раньше было лучше, но если углубиться в изучение культуры многих стран – к женщинам там относились, мягко говоря, не очень. Возвращаться к подобному прошлому нет никакого желания. А если при этом на мужиков надежды мало, то остается уповать лишь на женскую мудрость. Как ни крути, а по признанию психологов девочки начинают пытаться управлять мужчинами уже с трехлетнего возраста. Парни, какими бы умными они ни были, всегда сделают так, как им посоветовали их «слабые» половинки. И не стоит забывать еще об одном средстве управления своим молодым человеком – сексуальным «пряником». Пока в мужчине живы первобытные инстинкты, его всегда можно превратить из грубияна-задиры в своего заботливого котика. И тогда не придется заявлять во всеуслышание о своих правах. Мужчина и так будет относиться к своей возлюбленной-девушке-супруге как к равной личности. А если хочется заботы – не стоит этого требовать. Достаточно показать себя слабой и беззащитной. Возлюбленный сам примется оберегать свою избранницу с неприсущей ему нежностью.

Что важнее – свобода или небольшие уступки любимому человеку с гарантированным возвратом затрат – личное дело каждого. Но все-таки даже самой эмансипированной особе не всегда бывает приятно , даже если это поездка на заграничный пляж.

Будем надеяться, что вскоре пройдет мода на тотальную уравниловку, когда культура жизнь диктует мужчинам и женщинам, словно бесполым манекенам, одеваться в похожую одежду, вести себя по одинаковым правилам и требовать равноправия. Да, конкуренция между пресловутыми «мужуками» и «бабами» будет всегда, но хочется надеяться, что она будет носить заигрывающий характер, а не превращаться в войну полов. Тогда каждый из нас, независимо от того, какого он пола, будет твердо знать, чем и с кем он займется .

Если представить себе такой вариант, что все женщины работоспособного возраста оставят свои места на работе и приступят к "исконно женской" работе - рожать детей, стирать, готовить и т.д. то что случится? В больницах и клиниках пациенты останутся без врачей и медсестёр, т.к. около 80% медработников - женщины. Школы останутся без учителей, т.к. более 70% учителей - женщины. И, даже в такой профессии, как инженер, на долю женщин приходится более 55% работников.

И, конечно же, эмансипация женщины не могла пройти без ряда семейно - психологических последствий, относящихся к современному браку. Эмансипация изменила её психологический и духовный склад женщины, круг её интересов расширился, материальные и духовные потребности возросли. Женская эмансипация сделала женщину в семье экономически самостоятельным человеком, очень часто не зависящим от мужа экономически (в 25% случаев женщина зарабатывает даже больше мужа). Вот сейчас относительно легко, ведь они имеют возможность самостоятельно обеспечить себя и своего ребёнка. Ведь не случайно почти в 70% случаев - инициатива женщины. Большая роль женщины и в . Бюджет семьи, а, следовательно и её материальное состояние в большой степени определяются вкладом женщины о общую кассу.

Эмансипация женщины зависит, во многом, от . Если с раннего детства родители воспитывают в дочери гордость, независимость, требовательность, внушают получить образование и искать интересную престижную работу. Всё вроде бы правильно. Только они дают не полное воспитание своей дочери, не готовят её к , к тому, что придётся стать женой, матерью, хозяйкой. Об этом часто забывается. А не следовало бы.

Результат такого "однобокого" воспитания налицо. Ни готовить ни убираться женщина не любит и не умеет. И очень повезёт, если ей попадётся мудрый, понимающий и помогающий во всех делах муж. Ведь такая "чересчур эмансипированная женщина" является "профессионалом только на работе", а дома просто неумеха.

"У меня дочери, девочки. И я хочу, чтобы они были счастливы в своей профессии, также, как и я. Но, также я желаю, чтобы они помнили, что они ещё и женщины" - эти слова сказаны полковником, лётчиком испытателем первого класса, кандидатом технических наук и обладателем нескольких мировых рекордов и... матерью, Мариной Попович.

И многие работающие женщины забыли, что равенство с мужчиной не является тождеством. Эмансипация женщин даёт права, но не снимает с них женских обязанностей, ведь только стараниями матери пелёнка у малыша будет мягкой, обед вкусным, а , хотя вклад мужчины в семейное счастье должен быть никик не меньше, чем вклад женщины.

Отменять самостоятельность женщин и оспаривать их права на бурную творческую или профессиональную деятельность не надо, отнюдь! Тем более, что это невозможно не только потому, что будут противиться этому, а ещё и потому, что многие сферы деятельности, такие как медицина, образование, торговля (продавцы, кассиры и т.д.) представлены преимущественно женщинами. И отказаться от этих сфер мы не можем.

Речь о другом. Полная свобода женщины и её отдача профессиональной и общественной жизни нередко становятся , также, как и полная свобода мужчины. И между супругами часто возникает дух соперничества, который приводит к своеобразной ревности мужа и жены к успехам друг друга. И успехи эти воспринимаются не как общие, а только как свои. Отсюда и желание высмеять успехи другого супруга, принизить его старания.

Необходимо чётко разделять понятия равноправия и равенства. Женщина равноправна с мужчиной и это правильно. Но женщина не равна мужчине, нельзя между ними поставить знак равенства. И материнство - это функция сугубо женская, с этим никто поспорить не сможет, нельзя оторвать материнство от женской природы. Мужчина не может быть матерью, ею может быть только женщина. Роль матери в семье мужчина исполнить никак не сможет. Также как и женщина не сможет исполнить роль отца в воспитании ребёнка. И остаётся по-прежнему, как бы мы не спорили об этом, и как-бы не пытались уйти от этого.

Так что, говоря слова "эмансипация женщины", имеется ввиду равноправие и равные возможности, но не равенство с мужчиной. На самом деле, формула семейного счастья проста. И выглядит она следующим образом: "Мужчина + Женщина = Семейное счастье" . Не надо ставить знак равенства между мужчиной и женщиной. И не надо ставить между ними знаки "больше" или "меньше" и пытаться быть лидером во всём. У каждого свои обязанности. Единственный верный знак между мужчиной и женщиной, который позволяет получить в итоге счастливую семью - это знак "плюс". Т.е. мужчина и женщина должны дополнить друг друга, идти в одном направлении, а не в разных, объединить свои сильные навыки и качества, а не противопоставлять их друг другу. И только, сложив вместе свои усилия, они станут счастливой семьёй и на своём примере воспитают счастливых детей.


Еще одним синонимом женского движения являлся термин «эмансипация женщин». Эмансипация (лат. emancipatio) у Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона трактуется как «правомерное освобождение лица от юридической зависимости, предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности; освобождение группы населения от некоторых ограничений в правах, сравнительно с прочими гражданами»51.

Или, выражаясь современным языком, это процесс освобождения какой-либо социальной группы или класса, находящихся в зависимом положении по отношению к другим социальным группам, классам.
В первой половине XIX века - до начала 1860-х годов самым популярным и актуальным был термин «эмансипация крестьян». Термин «эмансипация женщин» «появился в середине XIX века и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. lt;...gt; Эти процессы сопровождались оформлением женского движения как социального»52.
Важно различать внешнюю эмансипацию - создание правового обеспечения свободы волеизъявления и выбора личности и внутреннюю эмансипацию - готовность личности принять эту свободу.
Особенности изучения женского движения
в отечественной историографии
В советской историографии понятия «женский вопрос» и «женское движение» тоже часто выступали как синонимы. Но здесь это происходило в развитии марксисткой интерпретации «женского вопроса» и отрицания женского движения как субъекта социального действия. Исторически это был результат политической борьбы в начале XX века и господства марксизма в качестве «единственно верной теории» и единственной методологии в советской науке.
Методология изучения женского движения была заложена трудами А. М. Коллонтай, которая долгое время единственная из российских марксистов работала над этой темой. Тезис Коллонтай, что «женский мир, как и мир мужской, разделен на два лагеря lt;...gt; буржуазный и пролетарский»53 показал путь применения марксисткой теории к феномену женского движения и феминизма. «Родовыми пятнами» марксистского подхода выступают утверждения политической несамостоятельности женского движения, отрицание его значимости (уже в силу только того, что оно носило либеральный характер), отрицание существования в России феминистского движения и утверждение в противовес тезиса о существовании женского пролетарского движения.
Подходы к изучению темы
Общая методологическая непроработанность темы социальных движений в отечественной науке определила ряд проблем в исследовании женского движения.
Тема общественных движений в советской науке на теоретическом уровне не разрабатывалась, и историки избегали давать определения женского движения в своих работах. Поэтому одной из особенностей и проблем историографии женского движения России в отечественной науке выступает «непрописанность», размытость базовых понятий темы, таких как «общественное движение», «женское движение», «женский вопрос», «феминизм», «суфражизм».
В качестве теоретического подхода в советской науке использован прием рассмотрения женского движения в широком и узком смыслах. В широком смысле под движением понималось любое политическое участие женщин, и прежде всего участие в освободительном движении. В узком - деятельность женщин в самодеятельных женских организациях, вызванная особенностями их экономического и политического положения. Так, Большая Советская энциклопедия определяла женское движение как «борьбу женщин за уравнение прав с мужчинами в экономической, общественно-политической и культурной областях, а также их участие в общеполитической борьбе»54.
Часть исследователей, расширительно трактовавших женское движение, маркировали любую общественно-политическую деятельность женщин как участие в женском движении. И тогда становились возможным выводы, что «в 1870-е годы не существовало какого-либо иного женского движения, кроме народнического»55. Все, чем занимались женщины в сфере политической - будь то работа в революционных и либеральных партиях, проведение специфических женских акций протеста, издание женских журналов, организация женских обществ и т. д., - все объявлялось женским движением. Тем самым стирался феномен женского общественного движения как женского. Широкое прочтение ключевого для темы термина при условии, что авторы не давали определения движению, вносило путаницу и делало работы по теме несопоставимыми и даже противоречащими друг другу.
Расширительное толкование феномена женского движения влекло за собой снижение его политической значимости и утверждение его политической несамостоятельности. Начиная с работ А. М. Коллонтай, либеральное женское движение определялось как движение, находящееся под идейным и организационным руководством кадетской партии, хотя на деле оно появилось на полвека раньше самой кадетской партии.
Кроме того, расширительное толкование женского движения использовалось в советское время в разного рода партийных, правительственных документах, было представлено в официальных изданиях. Большая Советская энциклопедия определила задачи женского движения после установления Советской власти как «всемерное содействие строительству социализма, защита социалистического отечества, вовлечение всех женщин в активную политическую и общественную деятельность»56.
Те исследователи, которые рассматривали движение в узком смысле, т. е. изучали, собственно, женское движение, были поставлены в рамки классовой схемы анализа, выделявшего в нем два направления - буржуазное и пролетарское. Первые советские исследователи определяли участниц либерального женского движения и феминизма как представительниц буржуазии, что было заведомым и грубым упрощением. Затем, жонглируя тезисом о «буржуазности женского движения», они доказывали его незначимость для российского социума57.
Исследователи позднесоветсткого времени отошли от подобной жесткой классовой интерпретации женского движения и избегали называть участниц движения буржуазками. В единичных монографиях, исследующих тему движения, они рассматривали его либо с позиций «женского вопроса»58, либо вписывали составляющей частью в освободительное движение59. И та и другая постановка исследовательской проблемы правомерна, но не ставит объектом своего анализа, собственно, женское движение.
В советской науке была предпринята попытка рассмотреть женское движение как некий целостный социальный феномен через деятельность его организаций. 3. В. Гришина - одна из немногих исследователей советского времени, которая в своем диссертационном исследовании «Женские организации в России. 1905 - февраль-март 1917»60, сделала попытку теоретически обосновать значимость либерального женского движения для процесса социальных изменений. Она определила движение как «общественную деятельность женщин, вызванную особенностями их экономического, гражданского и политического положения. Наиболее полное отражение оно находит в деятельности организаций, созданных с целью борьбы за улучшение этого положения»61. К сожалению, диссертационное исследование Гришиной не было издано в виде монографии. В дальнейшей своей работе Гришина рассматривала женское движение именно как общественное движение, т. е. как конфликтное взаимодействие женщин и власти62.
В отношении изучения феминизма можно сказать только одно: ни как движенческая практика, ни как теория, ни как идеология движения в советское время не исследовалось совсем. В ранней советской историографии русский феминизм упоминался только в контексте борьбы партии большевиков за вовлечение работниц в революционное движение и рассматривался как буржуазное движение женщин, стремящихся к обособленной борьбе женщин за их равноправие с мужчинами при сохранении капиталистического строя63. Этот тезис - результат политической борьбы, не имеющий к науке никакого отношения.
В позднесоветское время русский феминизм также стал жертвой идеологических установок. Он определялся как антимужское движение, не характерное для России64. Симптоматично, что российское движение женщин рубежа XIX-XX веков в этих исследованиях определяли как «женское» движение, а развивающееся параллельно и одновременно движение женщин в западных странах как «феминистское». При этом движения были аналогичны по своим целями, типам организаций, социальному составу участниц, коллективным действиям и т. д. Это неудивительно: господствующая идеология определяла выводы.
В постсоветское время произошло переосмысление теоретических основ изучения женского движения. Появились работы монографического характера, написанные с применением разных теоретических подходов, в том числе гендерного, и теорий таких социальных наук, как политология, социология общественных движений. Ушел в прошлое идеологический диктат. В результате изменились не только подходы к исследованию движения, но и отношение к нему, оценка его результатов.
Первая монография постсоветского времени о женском движении России первой волны (сер. XIX - нач. XX вв.) принадлежит 0. А. Хасбулатовой65 и написана с позиций историко-политологического анализа. Затем последовали книги С. Г. Айвазовой66, 0. А. Хасбулатовой и Н. Б. Гафизовой67. В этих исследованиях положение женщин в российском обществе описывается в терминах дискриминации, факт существования женского движения признается закономерным и важным для развития гражданского общества и становления демократического государства. Женское движение рассматривается как противостояние власти и женщин в лице женских организаций, а сами организации как оргструктура движения.
В этих работах даются определения женского движения. Это - «совокупность многих женских организаций, групп и объединений с фиксированным и нефиксированным членством, которые активно действуют в обществе с целью удовлетворения какого-либо материального, социального, политического, духовного или иного интереса, корректировки государственной политики с целью достижения гендерного равенства - фактического равноправия женщин и мужчин в различных сферах общественной жизни»68; «особая форма политического и социального действия, направленного на принципиальные изменения в традиционных отношениях власти - на политическую модернизацию общества»69.
Ушло в прошлое отрицательное отношение к феминизму и отрицание его существования в России. В работах С. Г. Айвазовой было положено начало изучению русского феминизма. Она рассматривает феминизм и как концептуальное обоснование женского движения, и как философию и идеологию «даже не столько собственно женского равноправия, сколько освобождения личности из-под репрессивной власти рода, отделения, автономизации индивида от родового начала»70.
Периодизация женского движения
Вопрос о периодизации женского движения России всегда был важен для историков при анализе движения. Ha-эту тему размышляли авторы рубежа XIX-XX веков, советского времени, современные российские исследователи.
«Биографы» движения XIX и начала XX века брали за основу периодизации либо значимые события из истории движения, либо создание тех или иных женских организаций. Например, Союза равноправности женщин, как нового типа политической организации женщин. Но так или иначе все они сходились во мнении, что движение стартовало в конце 1850 - начале 1860-х годов.
В работах советского времени ряд авторов (Э. А. Павлюченко, С. Н. Сер- дитова, Г. А. Тишкин) определяют периоды движения, исходя из целей последнего - высшее образование, избирательное право,участие в революционной деятельности. Кроме того, в трудах А. М. Коллонтай, И. Ф. Арманд, С. Н. Серди- товой выделен этап становления рабочего женского движения71.
3. В. Гришина в своем диссертационном исследовании связала этапы развития движения с событиями макроуровня и получила следующую картину: с 1850-1860-х годов по 1905 год - начальный этап движения, постановка «женского вопроса»; 1905-1907 годы - становление политического характера движения; 1907-1914 годы - женское движение периода Столыпинской реакции и начала нового революционного подъема; 1914-1917 годы - женское движение во время Первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции72.
В диссертационной работе Е. П. Хмеляускене выделены два этапа женского движения: 1861-1905 годы - этап становления и 1905-1917 годы - этап политизации и расширения социальной базы движения73.
0. А. Хасбулатова первым этапом - этапом становления женского движения - определила 1859-1894 годы, вторым этапом - этапом политизации и изменения инфраструктуры общества - 1895-1917 годы74.
С. Г. Айвазова рассматривает российское женское движение более масштабно, выходя за рамки первой волны. Она выделяет три этапа отечественного женского движения, которые коррелируют с глобальными событиями в истории нашей страны.
Первый этап - 1861-1917 годы - развитие движения в условиях либерально-демократической модернизации; второй этап - 1917-1985 годы - движение в условиях социалистического строительства; третий этап - 1990-е годы - движение времен перехода к рыночной экономике и демократическому правовому государству75.
В предлагаемой работе в основу периодизации женского движения также положена идея о том, что генезис движения напрямую связан с изменениями структурных макроусловий. Другими словами, изменения социально-экономических, политических, организационных возможностей общества (т. е. внешних факторов макроуровня), которые являются одновременно и ресурсами движения, есть важнейший фактор, позволяющий сформироваться общественному движению. Так, события 1860-х годов определили одни цели, направленность, тип организаций, коллективных действий и лидерства в женском движении. Введение избирательного права, создание русского парламента в виде Государственной Думы потребовало других действий, лидеров, идеологии, обосновывающей претензии женщин на политические права.
Внешние ресурсы движения рассматриваются на двух уровнях: макроуровень (политические и общесоциальные условия, которые формируют принципиальные возможности появления общественного движения в конкретной исторической ситуации) и мезоуровень (социальные институты, отношения на уровне социальных групп).
Другая идея, положенная в основу периодизации, - женское движение и феминизм два неразрывно связанных между собой этапа одного движения. Феминизм вырос из женского движения, переосмыслив опыт женского движения и теоретически обосновав наличие интересов женщин как большой социальной группы и их дискриминации по признаку пола.
Поэтому первый этап движения женщин приходится на 1858-1905 годы. Он определен как этап женского движения. Его суть состояла в попытке улучшить положение женщин в традиционном российском обществе, найти возможности для развития личности женщины, ее самореализации. Гендерная система общества не ставилась под сомнение, проблемы женщин не осмыслялись с теоретических позиций, идеология движения отсутствовала - в ней еще не было нужды.
1858 год - год встречи основательниц российского женского движения, время первых разговоров, обсуждений проблем женского участия в делах общественности и инициирования первой самодеятельной женской организации. Заканчивается первый этап движения в 1905 году с принятием избирательного закона, который нарушил баланс гендерного бесправия российского населения и сделал женщин аутсайдерами институциональной политики. Макроусловия развития движения изменились, и это привело к принципиальным изменениям в движении.
Второй этап движения - феминистский. Он стартовал в 1905 году и завершился в 1918. Начиная с 1905 года, цели движения были пересмотрены и поставлены узко и конкретно. Деятельность активисток женского движения по достижению целей движения заставила их усомниться в справедливости социальной организации общества. В конце XIX века в речах и статьях участниц движения зазвучали идеи, которые с полным правом можно назвать феминистскими - другими словами, начала формироваться феминистская теория и идеология движения. 1905 год дал новые аргументы к развитию теории и идеологии феминизма. В этот год появилась первая женская организация с политическими целями. Изменился репертуар коллективных действий. Эти изменения были вызваны к жизни процессами демократизации российского общества, появлением новых внешних ресурсов, которые выразились в открытии новых политических возможностей, таких как введение избирательного права, изменение масштаба политических отношений, появление новых политических структур. 1918 год - конец второго этапа. Политические условия опять изменились. Женские организации самораспустились или были закрыты властью. Это произошло повсеместно по стране - и в голодном и замерзающем Петрограде, и в Москве, и в провинции.
В новых политических и экономических условиях женское движение, используя идеи, традиции, опыт дореволюционного женского движения и феминизма, проявилось в виде советского феминизма. Несмотря на изменение социального состава участниц нового советского женского движения и советского феминизма, оно - продолжение в других условиях функционирования дореволюционного движения женщин первой волны.
В 1930 году первая волна русского советского женского и феминистского движений закончилась. Движение завершило цикл своего развития. Это произошло не потому, что оно решило поставленные задачи, исчерпало свой интеллектуальный, организационный, лидерский потенциал, а потому, что его цели и цели власти диаметрально разошлись, и оно было принудительно ликвидировано «сверху».
Для отечественной историографии характерно исследование политической, социально-экономической, культурной ситуации в стране, т. е., выражаясь социологическим языком, изучение внешних факторов макроуровня развития движения. Факторы среднего и индивидуального уровня не выстраивались или выстраивались фрагментарно, как дополнение. Поэтому организационные возможности движения, его идеология и символика, мотивы, функции, роли участниц движения и др., то есть позиции, важные для анализа движений с позиций социологии общественных движений, упускались. Таким образом, ряд тем и проблем движения, необходимых для понимания феномена общественного движения, не нашел освещения в отечественной историографии.
В работах последних лет этот пробел ликвидируется. С. Г. Айвазова изучает идеи русского феминизма, развитие в России темы прав женщин и их «освоения» в процессе модернизации страны76. 0. А. Хасбулатова в своей работе обращает внимание на устойчивые представления, культурные нормы, бытовавшие в отношении женщин в российском социуме в XIX веке, и их значение для движения77. Н. Б. Гафизова разрабатывает тему взаимодействия россиянок с международными женскими организациями и установлением контактов российского женского движения с международным. М. В. Рабжаева рассматривает процесс женской эмансипации сквозь призму гендерного конструирования и тем самым освещает латентный период женского движения78.
В отечественной историографии зафиксирован факт существования женского пролетарского движения. Традиция ведет свое начало с трудов А. М. Коллонтай. Именно она реализовала в своих работах бытовавший среди социал-демократов в конце XIX - начале XX веков тезис о буржуазном и пролетарском женском движении. Первое, по ее мнению, объединяло «бур- жуазок», под которыми понимались женщины всех непролетарских слоев общества. Второе объединяло работниц.
Возможно, в Германии и Финляндии существовало реальное пролетарское женское движение, но которое ссылалась А. М. Коллонтай. Но в России не было самостоятельных женских рабочих организаций и соответственно женского рабочего движения. Коллонтай определила своей политической задачей создание женского пролетарского движения. И хотя она положила немало сил и времени на осуществление этой идеи, сделать ей этого, разумеется, не удалось. Те работницы, которых она подготовила для участия в Первом Всероссийском женском съезде, или те, которые вошли в созданное ею Общество взаимопомощи работниц, не являлись представительницами и выразительницами интересов широких масс российских работниц как особой социальной группы. Любое движение предполагает формирование коллективной идентичности, определение интересов своей группы, самодеятельности в создании организаций (оргструктуры движения) и акций, выработку идеологии движения, взращивание «своих» лидеров. Один человек не в состоянии «раскачать», организовать и повлиять на самоопределение такой большой и инертной социальной группы, какой были женщины-работницы в начале XX века в России. Работа А. М. Коллонтай была лишь первым шагом российских марксистов навстречу работницам и первым шагом в осмыслении интересов пролетарок как специфической социальной группы.
Деятельность А. М. Коллонтай - политическая работа активистки социал- демократического движения. В 1905 году она обеспокоилась активизацией феминисток и установлением контактов между работницами и равноправка- ми и попыталась отсечь работниц от конкурирующей политической силы в виде русского феминизма, мотивируя свои действия желанием не допустить «распыление рабочего класса по половому признаку». Коллонтай предложила социал-демократам создавать женские рабочие внутрипартийные группы, но была подвергнута критике за феминизм. Но ее это не остановило, и в 1907 году она инициировала первую женскую рабочую организацию -. Общество взаимопомощи работниц (Петербургский клуб работниц), что позднее позволило историкам и политикам говорить о появлении в России женского пролетарского движения в начале XX века. Впрочем, сама А. М. Коллонтай начинала его отсчет с участия женщин в первых рабочих забастовках в начале 1870-х годов79.
Таким образом, существующему либеральному женскому движению, феминизму, Коллонтай противопоставила пока еще не существующее женское рабочее движение. В подтверждение этого тезиса выступает факт отсутствия самостоятельных женских рабочих организаций, т. е. оргструктуры движения. Деятельность равноправок А. М. Коллонтай оценивала, мягко говоря, с изрядной долей негативизма80. Р. Стайте заметил, и с ним нельзя не согласиться, что Коллонтай намеренно искажала факты при описании деятельности русских феминисток81.
Сложностей с интерпретацией рабочего женского движения в отечественной историографии было много. От партийной установки об отсутствии причин для его возникновения до деклараций о его существовании. От рассмотрения его как «женской стороны» рабочего движения без собственной структуры с объяснением, что у работниц нет «специфических женских задач lt;.. .gt;, специфических интересов, отличающихся от интересов всего пролетариата» (Коллонтай)82, до признания необходимости сепаратных женских пролетарских организаций как «дополнительных» к общим рабочим организациям и наделение их функциями «пропаганды и агитации» (Крупская)83. От определения их цели как борьбы в рядах пролетариата за всеобщее освобождение до постановки перед ними двух целей - совместной борьбы с мужчинами за освобождения своего класса и «против угнетения женщин в об-1 ществе» (Коллонтай)84.
В данной работе утверждается, что женское рабочее движение появилось в России только в 1917 году, когда произошло формирование коллективной идентичности работниц крупных городов, их самоидентификация как* особой социальной группы; когда они выступили в защиту интересов собственной социальной группы, т. е. предприняли первые самостоятельные акции. В качестве оргструктуры женского рабочего движения выступили организации, созданные для работниц феминистками и социалистами. В основу идеологии этого движения легли феминистские и марксистские тезисы. Предметное изучение женского рабочего движения еще ждет своего часа и своего исследователя. По моему мнению, его начало приходится на 1917 год, а окончание на 1930-й, когда были упразднены женсоветы, которые составляли оргструктуру движения.
Что касается вопроса о результативности движения, то советские исследования утверждали важность женского пролетарского движения в классовой борьбе пролетариата и оценивали вклад пролетарок очень высоко. Женское либеральное движение оценивалось либо как не сыгравшее значимой роли в развитии российского общества, либо как оказавшее усиливающееся воздействие на развитие революционного процесса в России. В работах последних лет этот вывод пересмотрен. Движение оценивается как субъект социального прогресса85, как ресурс модернизации России86.
Исходя из всего вышесказанного следует, что наличие довольно обширной историографии не означает изученности феномена женского движения первой волны в отечественной науке. Исторические исследования, посвященные «женскому вопросу», отдельным проблемам или периодам движения не давали целостного представления о женском движении России на всем протяжении его существования. Эти исследования не анализировали проблемы, выдвигаемые движением в терминах движения, т. е. в плоскости специфического взаимодействия между властью и женщинами как представительницами особой социальной группы.
Это связано с традицией рассмотрения общественных движений с позиций марксистской парадигмы. Подобный подход не позволял осмыслить разнообразие форм протекания общественных движений и приводил к описанию движений как явлений однозначных, определенных и заданных. В отношении женского движения ситуация складывается еще более драматично. Понятие класса плохо сочетается с категорией гендера: классовый подход отрицает обоснованность существования женского движения как такового и его влияние на процесс социальных изменений. Именно этим и объясняется невысокая степень изученности и обобщения российского женского движения первой волны в советской историографии, и особенно российского феминизма как составляющей его части.
В последние годы, как уже говорилось, появились работы обобщающего характера с опорой на методологию смежных социальных наук, которые отошли от марксистского анализа и представили женское движение в ином свете. Данная работа написана в продолжение этой традиции.

Феминизм и эмансипация – что это за понятия, чем они отличаются и в какой взаимосвязи они находятся, и есть ли она вообще? То, каким на сегодняшний день сложилось общество и отношения между представителями разного пола, формировалось историей всего мира. Мысль, озвученная когда-то давно о том, что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами породила такое явление, как эмансипация. Об этом подробнее и поговорим.

Франция

Возникновение женского движения за освобождение от угнетений, какой-либо зависимости и ограничений берет свое начало в далекой и своенравной Франции. В 1830 году в разгар июльской революции появился и сам термин «émancipation de la femme». Во времена развития эмансипации создавались особые женские клубы, где участницы движения защищали свои права в особых печатных органах. Лидеры женского движения даже предложили представительницам своего пола надеть мужские костюмы, чтобы избавиться от внешних различий полов. Подобным жестом женщины в брюках окончательно ввели мужчин в полное негодование, чем и спровоцировали принятие постановления лишить женщин права иметь свои собрания. Вскоре и женские клубы были закрыты. Казалось бы, стоило поутихомирить свой пыл, но француженки решили продолжить сей неравный бой.

После того, как женщинам предоставили свободу и «право голоса» они потребовали полное уравнение в правах. В дальнейшем можно предположить, что эмансипация рождает такое понятие, как «феминизм». Если процесс эмансипации предполагает освобождение от гнета и зависимости, то феминизм – это общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. Вот такая история.

Россия

Несколько позже движение за свободу и права женщин почтило своим присутствием и Россию. Революция 1917 года стала самым крупным событием для эмансипации русских женщин. Опыт борьбы большевичек показывает эффективный пример преодоления притеснения представительниц «слабого» пола. Индустриальное развитие общества радикально изменило взгляды на семью и сознание российских женщин.

Старая семейная экономическая модель базировалась, прежде всего, на производстве благ для семейного потребления. Дамы проводили свою жизнь в пределах дома. Единственное общество, с которым им приходилось общаться, была семья. Однако в дальнейшем машинная индустрия полностью разрушает отдельное домашнее производство, чем вынуждает женщин искать работу уже вне дома. Вот здесь они начинают осознавать и ощущать всю степень угнетения, которая не ощущалась в семье. Раскрывается правда о наличии меньшего перечня прав, чем у мужчин. Все это заставляет их стремиться защищать свои интересы. Надо отметить, им это удалось.

Подведем итоги